Славные парни / Goodfellas (1990)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар»).
Другие названия: «Хорошие ребята» / «Свои парни» / «Реальные пацаны» (вариант перевода названия) / «GoodFellas» (название на рекламных плакатах), «Славные парни» / «Good Fellas» (название сценария), «Умник» / «Wiseguy» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 146 минут.
Режиссёр Мартин Скорсезе (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Авторы сценария Николас Пиледжи, Мартин Скорсезе (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») по книге Николаса Пиледжи.
Подборка музыка – Кристофер Брукс.
Оператор Михаэль Бальхаус.
Также на «Оскар» номинировалась Тельма Шунмейкер (монтаж).
Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма
Краткое содержание
Сколько себя помнил, Генри Хилл (Рэй Лиотта), сын ирландца и эмигрантки из Сицилии, всегда мечтал быть гангстером — и судьба предоставила ему такой шанс. Влившись в среду «славных парней», Генри, как и его лучший друг Томми ДеВито (Джо Пеши, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), попал под влияние старшего товарища Джеймса Конуэя (Роберт Де Ниро), а их делам начал покровительствовать местный криминальный авторитет Пол Сисеро (Пол Сорвино). Но беззаботная, полная развлечений жизнь не могла длиться вечно….
Также в ролях: Лоррейн Бракко (Карен Хилл, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Фрэнк Сиверо (Фрэнки Карбоне), Тони Дарроу (Сонни Банц), Фрэнк Винсент (Билли Бэттс), Чак Лоу (Моррис Кесслер), Майк Старр (Френчи), Майкл Империоли (Спайдер), Сэмюэл Л. Джексон (Парнелл «Стэкс» Эдвардс), Тони Сирико (Тони Стэкс), Фрэнк Адонис (Энтони Стэбил), Джина Мастроджакомо (Дженис Росси), Фрэнк ДиЛео (Тадди Сисеро), Джонни Уильямс (Джонни Ростбиф), Марго Уинклер (Белль Кесслер), Деби Мейзар (Сэнди), Чарльз Скорсезе (Винни), в эпизоде Винсент Галло (член команды Генри в 70-е), Стелла Кейтель (Джуди, старшая дочь Генри), Тобин Белл (надзирающий за условно-досрочно освобождёнными).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.06.2015
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Мартин Скорсезе и ранее, особенно в начале своей карьеры, обращался к тем или иным сторонам криминального мира Америки. Но, пожалуй, лишь «Славных парней» можно считать основательным и во многих отношениях – исчерпывающим высказыванием выдающегося американского (итало-американского) режиссёра по данной тематике, имеющей для его соотечественников огромное значение. Основанный на фактах, изложенных в книге «Умник» Николаса Пиледжи1, фильм позволяет лучше понять механику многих процессов, протекающих в США, этой «самой свободной стране мира», лишая величия, открыточной красивости и дешёвой («блатной») романтики один из тщательно лелеемых национальных мифов, под обаяние которого подпадает Генри. Вместе с тем очевидны бесчисленные сугубо кинематографические новации, предложенные Мартином, касаются ли они оригинального драматургического построения, отличной работы актёров, выверенного монтажа или органичного введения фрагментов из десятков популярных музыкальных композиций. Здесь правомерно вести речь не столько об обобщении опыта предшественников, сколько о стремлении если не полностью опровергнуть, то – подвергнуть основательной ревизии сложившуюся традицию.
Главной находкой авторов стало, на мой взгляд, последовательное и полное погружение зрителей в атмосферу навязчивого, затягивающего, невероятно привлекательного существования молодых преступников. В закадровом тексте Генри, имевший перед глазами пример принципиальных, но небогатых родителей, восхищается вседозволенностью, безусловным уважением соседей и той лёгкостью, с какой получалось добывать деньги: «Мы просто брали то, что хотели». Тем более что незаурядные личные качества Конуэя, сочетавшего готовность применить силу с умением разрешать проблемы по-хорошему, плодя друзей, а не врагов, вкупе со взрывным темпераментом Томми2 открыли неплохие перспективы. Бесконечные вечеринки, азартные игры, пистолеты, ножи… Даже неудача, завершившаяся тюремным заключением весёлой компании, нисколько не остудила пыл, позволив провести время за решёткой на крайне льготных условиях. Но в том-то и дело, что Скорсезе и Пиледжи сознательно не позволяют отследить момент, когда оказывается пересечена точка невозвращения. Хилл не успевает, как говорится, и глазом моргнуть, как обнаруживает себя «под колпаком» у правоохранительных органов, напрасно напоминая знакомым и родственникам сущего параноика, когда рассказывает о неотвязно преследующем вертолёте. В заключительной части повествования на Генри с Карен, право слово, тяжело смотреть: подобно пристрастию к наркотикам чета, кажется, уже не в силах избавиться от приверженности ко всё более недостижимой сладкой жизни, неотвратимо опускаясь на самое дно. К счастью, Хилл действительно оказался умником, избежав гибели в последний момент, хотя это – помимо предательства приятелей – и обрекло на полунищенское (по меркам «славных парней») существование в вечном страхе перед расправой. Воистину – как верёвочка ни вейся…
Любопытно, что студия, огорчённая негативной реакцией публики на тестовых просмотрах, опасалась за коммерческую судьбу сравнительно дорогой ($25 млн.) картины, которая всё же неплохо прошла в прокате, только в Северной Америке собрав $46,8 млн. Тем более, надо полагать, Мартин Скорсезе остался доволен признанием со стороны киноведов, почти сразу причисливших «Славных парней» к подлинным вехам в истории гангстерского кинематографа.
.
__________
1 – Он, как позже признался, был невероятно счастлив, когда Мартин позвонил с предложением совместно написать сценарий на основе литературного первоисточника.
2 – Превосходная, во многом построенная на импровизациях партия Джо Пеши, после которой, наверное, не каждый решится сказать артисту, специализирующемуся на комедийных ролях: «А ты смешной парень!».
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Плейдженс Питер. Целлулоидный страх // Ровесник. – 1992, № 7. – С. 8-9.
Сергей Фикс представляет гангстерский фильмы: Хорошие парни // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 10. – С. 44-45.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 2. – С. 31.
Александров Михаил. Литера «X» против солдат мафии // Студенческий меридиан. – 1991, № 12. – С. 67-68.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий