Смертельные гонки 2000 / Death Race 2000 (1975)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Смертельные гонки 2000-го года» / «Смертельная гонка 2000» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 80 минут.
Режиссёр Пол Бартел.
Авторы сценария Роберт Том, Чарльз Б. Гриффит по рассказу Иба Мельхиора.
Композитор Пол Чихара.
Оператор Так Фудзимото.
Жанр: фильм действия, комедия, научная фантастика, спортивный фильм
Краткое содержание
2000-й год, в Америке, возглавляемой циничным и безжалостным Президентом (Сэнди МакКэллам), установился жёсткий авторитарный режим. Главным развлечением нации стали ежегодные трансконтинентальные автогонки, цель которых — выжить и… сбить как можно больше пешеходов. Таинственный Франкенштейн (Дэвид Кэррадайн), скрывающий обезображенное лицо под чёрной кожаной маской, заявляет о намерении победить в очередном заезде. Но на то же самое претендуют не менее опасные соперники: Пулемётчик Джо Витербо (Сильвестр Сталлоне), Нерон-герой (Мартин Коув), Матильда-гунн (Роберта Коллинз) и «Кэлэмити» Джейн (Мэри Воронов).
Также в ролях: Симона Гриффет (Энни Смит), Луиза Мориц (Майра), Дон Стил (Джуниор Брюс), Джойс Джеймесон (Грейс Пэндер), Карл Бенсен (Хэролд), Пол Л. Эрманн (специальный агент, в титрах как Paul Laurence), Харриет Медин (Томасино Пэйн), Джон Лэндис (механик), в эпизодах (без указания в титрах) Пол Бартел (доктор Франкенштейна), Чарльз Б. Гриффит (член армии сопротивления), Льюис Тиг (Тореадор).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.12.2017
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Любопытно, что, прочитав рассказ «Гонщик» Иба Мельхиора, Роджер Корман лично написал первую версию сценария. Однако вскоре благоразумно решил, что серьёзная антиутопия – не лучшее, что можно извлечь из столь интригующего фантастического допуска, и привлёк кинодраматургов Роберта Тома и Чарльза Б. Гриффита. Пол Бартел, тогда уже получивший скандальную известность благодаря комедийному фильму ужасов «Части тела» /1972/, выдержал повествование в так называемой «трэшевой» эстетике, совмещающей натуралистичность визуального ряда и эротику, подчёркнутый цинизм интонации и «чёрный юмор». Правда, новаторство (хотя кому-то слово покажется громким!) тридцатисемилетнего режиссёра в сравнении с Джоном Уотерсом заключается в привнесении зрелищности, и это, безусловно, в значительной степени обеспечило картине «культовый» статус.
Скромные производственные возможности ($300-530 тыс.) не помешали ни реконструкции на экране картины недалёкого будущего, в котором последствия глобального кризиса сочетаются с высокой – в представлении того времени – технологичностью, ни сценам с массовкой. Голь, как известно, на выдумки хитра, и фоном для масштабного пролога вполне могут послужить трибуны и трек в промежутке между заездами на настоящем авторалли. А для захватывающих дух «смертельных гонок», развёртывающихся на огромных скоростях, пригодился старый добрый кинематографический приём – ускоренная съёмка. Наконец, в кульминации зрители становятся свидетелями дуэли автомобиля с небольшим самолётом! Всё это будет мастерски развито в римейке, увидевшем свет в 2008-м году, – в напряжённом и дорогостоящем боевике, где гонки окончательно примут характер локальных вооружённых столкновений.
Вот только Пол У.С. Андерсон вернётся, скорее, к первоначальному замыслу. У Бартела же и Дэвид Кэррадайн, возвратившийся на большой экран после трёхлетнего появления в обличии мастера кун-фу, не скрывает насмешливого отношения к таинственному Франкенштейну. К персонажу, являющемуся как бы ходячим (точнее, разъезжающим на автомобиле монструозного вида) архетипом одинокого воина1, снизошедшего до участия в плебейских забавах2 во имя высокой миссии. При всей условности авторы вполне точно донесли до зрителя скептическое отношение к «имперским» амбициям Соединённых Штатов, которые и в действительности организовывают массу развлечений на манер древнеримских гонок на колесницах и поединков гладиаторов. Но и альтернатива «неоязыческим» способам обуздания толпы, собирающейся у телевизионных приёмников, в лице «христианского» Сопротивления, объявившего на убийц на колёсах ответную охоту, не намного умнее. Кинематографисты, разумеется, не претендуют на звание пророков – однако в их «глупом» обличении культивируемого человечеством насилия встречается несколько любопытных наблюдений.
.
__________
1 – К тому же, с прошлым сотрудника спецслужб, и противник у него оказался достойный: Сильвестр Сталлоне прославится буквально на следующий год.
2 – Их высоко оценили, в частности, создатели видеоигр, позаимствовавшие главное правило – беспощадно давить пешеходов.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Пол Бартел: Комедия мой жанр // Советский экран. – 1991, № 8. – С. 31.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий