Смысл жизни по Монти Пайтону / The Meaning of Life (1983)

Смысл жизни по Монти Пайтону / The Meaning of Life (1983): постерПолнометражный фильм (Большой приз жюри Каннского МКФ).

Другие названия: «Смысл жизни» (вариант перевода названия), «Смысл жизни по Монти Пайтону» / «Monty Python’s The Meaning of Life» (полное название).

Великобритания.

Продолжительность 107 минут (отреставрированная режиссёрская версия 2003-го года – 112 минут, оригинал – 90 минут).

Режиссёры Терри Джонс, Терри Гиллиам (анимация и эпизод «Страховщики Permanent Assurance в алом»).

Авторы сценария Грэм Чепмен, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэйлин, Терри Гиллиам, Джон Клиз.

Композитор Джон Дю Пре.

Операторы Питер Хэннан, Роджер Прэтт (сегмент «Страховщики Permanent Assurance в алом»).

Жанр: комедия, мюзикл

Краткое содержание
Что такое жизнь и в чём её смысл? На эти извечные вопросы отвечает прославленная британская труппа «Монти Пайтон». Фильм представляет собой серию скетчей и условно разбит на несколько глав: «Чудо рождения», «Взросление и учёба», «Сражаясь друг с другом», «Средний возраст», «Трансплантация живых органов», «Осенние годы», «Смерть». А предваряет основное действие короткометражка «Страховщики Permanent Assurance в алом» (вариант перевода названия — «Кровавые страховщики»).

Также в ролях: Грэм Чепмен (председатель / первая рыба / доктор / Гарри Блэкитт / Уаймер / Хордерн / генерал / Коулс / второй рассказчик-повествователь / доктор Ливингстон / трансвестит / Эрик / первый гость / Артур Джарретт / Джоффри / Тони Беннетт), Джон Клиз (вторая рыба / доктор Спенсер / Хамфри Уильямс / Старридж / Эйнсуорт / официант / ассистент Эрика / метрдотель / Смерть), Терри Гиллиам (мойщик окон / четвёртая рыба / Уолтерс / человек, объявляющий середину фильма / миледи Джолайн / мистер Браун / Ховард Катценберг), Эрик Айдл (Гюнтер / третья рыба / певец, исполняющий песню «Meaning of Life» / мистер Мур / миссис Блэкитт / Уотсон / Блэкитт / Эткинсон / Перкинс / третья жертва / передняя часть / миссис Хенди / человек в розовом / Ноэль Ковард / Гастон / Анджела), Терри Джонс (Берт / шестая рыба / мама / священник / Биггс / сержант / человек с гибкими руками / миссис Браун / мистер Креозот / Мария / листок-отец / Фиона Портленд-Смит), Майкл Пэйлин (мойщик окон / Гарри / пятая рыба / мистер Пайкрофт / отец / первый рассказчик-повествователь / капеллан / Картер / Спэлдер / полковой сержант-майор / Пакенэм-Уэлш / задняя часть / ведущая на ТВ / мистер Марвин Хенди / губернатор / листок-сын / Дебби Катценберг), Кэрол Кливленд (официантка / жена первого гостя / листок-мама / листок-дочь / секретарша на небесах), Саймон Джонс (Чедуик / Джереми Потленд-Смит), Патриция Куинн (миссис Уильямс), Джуди Лоу (первая медсестра), Эндрю МакЛахлен (грум / Уайклифф / первая жертва / третий гость), Марк Холмс (вторая жертва / официант-тролль / второй гость), Валери Уиттингтон (миссис Мур), Дженни Фрэнкс (невеста), Мэтт Фрюэр (один из руководителей страховой компании).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.11.2020

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Смысл жизни по Монти Пайтону / The Meaning of Life (1983): кадр из фильма
Начало жизни

Завершив искромётную антиклерикальную сатиру демонстративно беззаботной песней «Всегда смотри на светлую сторону жизни», прославленная комик-труппа тем самым – косвенно пообещала вернуться и наконец-то поведать о ключевом и якобы неразрешимом вопросе человеческого бытия. Как самонадеянно гласит рекламный слоган, «Богу потребовалось шесть дней, чтобы создать Землю, а «Монти Пайтону» – всего 90 минут1, чтобы его развенчать». Причём британские остроумцы добились беспрецедентных условий от крупной голливудской студии Universal Pictures и получили финансовый карт-бланш2, даже не представив сценарий – ограничившись вольным стихотворным пересказом событий будущей ленты. Как бы то ни было, Большой приз жюри (куда входил и наш мэтр Сергей Бондарчук) престижного Каннского международного кинофестиваля послужил прекрасным доказательством и, по сути, официальным признанием художественного вклада «монтипайтоновцев» в киноискусство. В уморительном прологе престарелые служащие страховой компании, в чьих в рабских душонках пробуждается дух «морских ястребов» и «пиратов в алом», сокрушают основы новейшего корпоративного менеджмента и отправляются на разграбление экономического чуда, олицетворяемого всесильной Very Big Corporation of America, да спотыкаются об ошибочность современных представлений о действительности. Этот остроумный вывод ценнее глубокомысленных и высокопарных рассуждений в бесчисленных научных трудах о достижениях и недостатках современной экономики!

Смысл жизни по Монти Пайтону / The Meaning of Life (1983): кадр из фильма
Танцуют все!

Распространено мнение, что в «Смысле жизни» дружная команда кинодраматургов и исполнителей ведущих ролей отказалась от связного сюжета предыдущих полнометражных постановок, вернувшись к свободному чередованию скетчей, характерному для телесериала «Летающий цирк «Монти Пайтона». На мой взгляд, это не совсем так и даже совсем не так. Композиция покажется по-своему совершенной, если соотнести картину с такими выдающимися рок-мюзиклами, как «Томми» /1975/ и – в первую очередь – «Пинк Флойд: Стена» /1982/: члены труппы уподобились тому гениальному клоуну, что, во всех нюансах повторяя музыкальный номер скрипача-виртуоза3, одновременно пародирует его на радость почтенной публике. Поиск ответа на вопрос о смысле нашего существования ведётся в истинно «монтипайтоновском» духе – от противного, то есть с подробнейшей иллюстрацией алогичности и абсурдности бытия человека, особенно в условиях современного, непомерно цивилизованного общества. От тайны появления на свет – к не менее загадочному моменту встречи с самой Смертью, однажды заявляющейся без приглашения, в том числе к тем, кто не успел отведать злополучного мусса из лосося. А в промежутке… Кто прав относительно использования противозачаточных средств: католики или протестанты? Сохранит ли неизменную чопорность английская школа, если преподавателю предпишут детально (вплоть до наглядной демонстрации!) просвещать учеников о протекании полового акта? Всегда ли будет необходима армия, чей боевой дух не могли сломить ни зулусы, ни незримые тигры? Каково чувствовать себя, завещав во спасение других печень?.. Число побочных вопросов устремляется в бесконечность, пока поток свободомыслия грубо не прерывает «аппетитный» десерт – посещение состоятельным мистером Креозотом (Терри Джонс воплотил один из лучших антибуржуазных образов в истории кинематографа!) респектабельного французского ресторана.

Смысл жизни по Монти Пайтону / The Meaning of Life (1983): кадр из фильма
Абсурд зашкаливает

Впрочем, авторы прозорливо, развенчивая последние намётки логики, прерывают повествование, обнажая условность экранного зрелища. В сценке «Конец фильма» даётся-таки долгожданный ответ любопытным, точно рыбки в аквариуме, зрителям: «Да ничего особенного. Старайтесь быть вежливыми с другими, избегайте жирной пищи, читайте время от времени хорошие книжки, ходите пешком и старайтесь жить в гармонии с представителями всех рас и наций». Вот только расшевелить души пресыщенных людей, заставив их пойти в кинотеатр, способна лишь грязь и развлекательная тупость.

.

__________
1 – Имеется в виду хронометраж картины без пролога, формально получившего статус «Нашего краткого кинопредставления» – своего рода киножурнала, предуведомляющего основной сеанс.
2 – Хотя говорить о коммерческом триумфе неуместно, кассовые сборы ($14,9 млн. в североамериканском прокате, £3,13 млн. в Великобритании) покрыли затраты в размере $9 млн.
3 – Возможно, и не уровень ансамблей The Who и Pink Floyd, но одна из блистательных композиций, «Всякая сперма священна», даже выдвигалась на национальную кинопремию BAFTA.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+