Соболев Ромил. Голливуд, 60-е годы. II Молодежь и насилие

II

Молодежь и насилие

Прогрессивное демократическое движение в США 60-х годов оказалось неразрывно связанным с борьбой молодежи и студенчества. «Экономическое и социальное положение молодых американцев характеризуется дискриминацией во многих областях общественной жизни, побуждая их к критическому осмысливанию действительное радикальному образу мышления. Участие молодежи в прогрессивных социальных движениях предопределено целым комплексом нерешенных социальных проблем, многие из которых наиболее остро стоят именно перед молодежью. Рынок труда переполнен молодыми людьми, ищущими работу, на производстве существует возрастная дискриминация, расовая сегрегация стоит преградой па пути негритянской молодежи, многие студенты несут непосильные расходы на образование»1.

Отказ правительства Никсона от открытой военной авантюры во Вьетнаме и ряд внутриполитических обстоятельств привели в 70-х годах к снижению волны студенческого протеста. Однако причины, порождающие этот протест, сохраняются и не могут и впредь не волновать молодежь. Это понимают и идеологи истэблишмента. Так, автор «Зеленеющей Америки» Чарльз Райх пишет: «Логику и нужды нового поколения и то, чему оно так яростно противоречит, следует рассматривать на фоне всего того ложного, что происходит в Америке. Их нужно понимать в свете предательства и утраты американской мечты, возвышения корпоративного государства 60-х гг., а также в свете методов, с помощью которых государство господствует, эксплуатирует и в конечном счете разрушает и природу и человека» 2.

Процессы, происходящие в среде молодежи, заставили систему бросить против нее не только аппарат физического подавления – полицию и армию, но и все средства идеологического воздействия. Можно заметить, что лейтмотивом буржуазных идеологов – Уолта Ростоу, обиг-нева Бжезинского, француза Раймона Арона и других, высказывавшихся по вопросам молодежного движения, стало запугивание общества и самой молодежи призраком тирании, неизбежного будто бы результата любого бунта в условиях демократии. «Все те, кто идет дальше либерализма, – написал, например, Арон,– всегда рискуют вернуться к предшествующей стадии развития человечества»3. Еще более

_______
1 Сб. «Общественно-политические движения в США», М., 1974, стр. 115.
2 Charles A. Reich. The Greening of America, N. Y., 1972, p. 4.
3 «Political Science Quarterly», June, 1969. p. 310.

41

откровенен Элвин Тоффлер: для него требующая перемен молодежь идентична с последователями Уоллеса и Голдуотера 1.

Одновременно на молодежь была произведена массированная атака и со стороны средств массовой коммуникации, в том числе со стороны Голливуда. Хотя, как мы уже говорили, даже голливудскую продукцию нельзя рассматривать как единый поток, мы вправе выделить господствующие тенденции, и – что касается так называемого молодежного фильма – тогда нетрудно увидеть совершенно исключительное недоброжелательство, с которым Голливуд рисовал в большинстве своих произведений молодую Америку. Эти картины не скрывали тревоги, охватившей американцев в связи с бунтом молодежи, но направлены были не против того, что рождало бунт, а против самой молодежи. Фильмы, подобные «Беспечному ездоку», «Полуночному ковбою», «Ресторану Алисы» и еще некоторым, были исключением, правилом же были картины, представлявшие молодежь в самом отвратительном свете.

42
перейти к оглавлению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+