Соболев Ромил. Голливуд, 60-е годы. III Идеология негритянского протеста и кино
III Идеология негритянского протеста и кино
Среди идеологических течений протеста в Америке 60-х годов движение негров занимает особенное место. Впервые в истории США негры перешли от стихийных бунтов к организованной политической борьбе и добились в ней определенных результатов. Однако движение негров не было однородным в политическом плане, оно шло многими этапами и включало в себя разнообразные группировки – от буржуазных реформистов до экстремистов «Черных пантер». Особенное же значение имела организация «Конференция христианского руководства Юга», начавшая борьбу за гражданские права негров с конца 50-х годов; во главе этой организации стоял Мартин Лютер Кинг.
Нет нужды излагать здесь все перипетии борьбы негритянских организаций и групп, тем более что ниже некоторые существенные моменты движения идеологии негритянского протеста мы затрагиваем в связи с конкретными фильмами. Надо отметить, однако, что борьба негров учила все угнетенные слои американского общества – цветные и белые – сопротивлению системе, давала уверенность в возможности изменения жизненного уклада. Это признано и буржуазными исследователями: «Негры… бесспорно, внесли существенный вклад в процесс возникновения нового сознания, – пишет, например, автор нашумевшей книги «Зеленеющая Америка». – Они не были допущены в корпоративное государство, поэтому им пришлось развивать культуру и образ жизни, которые находились в противоречии с государством»1.
Вместе с тем у части негритянского парода из-за отрыва от общедемократического движения в стране борьба за гражданские права и культурное самоопределение принимает крайние экстремистские и религиозно-фанатичные формы. Упомянутый уже Холландер пишет: «К несчастью, по вполне понятным причинам, черные экстремисты: заимствовали у правых их расизм… Культивирование расистского превосходства стало фактически основным занятием черных экстремистов, которые в ответ на утверждения о белом превосходстве создали свой собственный миф о моральном, физическом и культурном превосходстве черных»2. По логике вещей именно эти крайности были подняты на щит буржуазной пропагандой.
Это обстоятельство наложило отчетливую печать не только на фильмы, которые с конца 60-х годов начали снимать негры, но и на
_______
1 Charles A. Reich, The Greening of America, 1972, p. 223.
2 Paul Hollander, Soviet and American Society, p. 109.
96
творчество некоторых либеральных белых кинематографистов. И анализируя подход Голливуда к «черной проблеме», мы не можем не видеть ту же самую ситуацию, которую отметили в разговоре о молодежных фильмах, – замалчивание явлений, связанных с массовым демократическим движением, и акцентирование крайностей и аномалий в движении.
Вообще вопрос об отражении в кино «негритянского вопроса» представляется весьма запутанным, и потому, несколько нарушая принцип книги, мы здесь вынуждены дать его кратчайшую историю.
Негритянская литература существует около двух с половиной веков. Если американская музыка и известна в мире, то прежде всего благодаря музыке негров. Есть негритянские театры и изобразительное искусство. Но негритянское кино рождается только сейчас, на наших глазах. В начале 60-х годов Голливуд допустил появление в своих павильонах первого чернокожего режиссера – Гордона Паркса в «Уорнер бразерс» и первого чернокожего актера – Сиднея Пуатье в ранге суперзвезды. Но ни тот ни другой факт не изменили существа дела – отсутствия негритянского кино в США. Все, что в истории американского кино заслуживает какого-либо внимания в связи с жизнью и проблемами негритянского меньшинства, – все создано белыми продюсерами, режиссерами, сценаристами. Это обстоятельство приходится постоянно учитывать, когда рассматриваешь фильмы, так или иначе говорящие о неграх. Кроме того, это обстоятельство обусловливает необходимость соотнесения экрана с действительностью, сравнения голливудских мифов с реальной жизнью.
Дело, впрочем, заслуживает усилий, поскольку ни литература, ни любое другое искусство, включая и телевидение, не могут дать таких очевидных и поразительных примеров искажения действительности, какие дает кино, особенно кино «классического» периода Голливуда.
97
перейти к оглавлению
Добавить комментарий