Соболев Ромил. Голливуд, 60-е годы. Кино и политика
I
Кино и политика
Пропаганда американизма согласно закону Смита – Мундта, подписанному Трумэном 27 января 1948 года, является обязанностью американского правительства и всех его заграничных представительств. В 1961 году закон Фулбрайта – Хейса усовершенствовал организацию пропаганды в области культуры, направленной на внешний мир. Роль кино в этой пропаганде достаточно четко определяется словами: «Каждый кинотеатр представляет собой нечто вроде американского консульства», сказанными еще в 30-х годах, и не кинематографистом, а политиком.
Изменение внутренней и внешнеполитической обстановки потребовало от пропагандистских органов США переориентации от «открытой» пропаганды, традиционной по содержанию и средствам, к «социологической пропаганде», как назвал ее Жак Эллюль, которая действует на человека незаметно, формируя новые представления и критерии скрытой рекламой определенной модели жизни, которую можно сравнить с идеологической интоксикацией. Кино издавна использовало именно «социологическую пропаганду», давая художественные образы американизма.
Попытаемся очертить контуры пропагандистской деятельности и своего рода «политической истории» Голливуда – истории того, как Голливуд состоял и по-прежнему состоит на службе капиталистических монополий. Несмотря на громадное количество книг о Голливуде, именно этот вопрос остается во многом невыясненным. Просты для оценок такие откровенно реакционные выступления, какими являются фильмы типа «Железный занавес» или «Николай и Александра», – просты, но не очень в общем-то интересны, как любое проявление цинизма. Важнее – и несравненно труднее – понять и оценить повседневный «вклад» Голливуда в идеологическую оборону и идеологические атаки капитализма.
Немалый интерес для исследователей представляет и не прекращающийся ход борьбы внутри самого Голливуда, ход извилистый, целиком зависящий от общественных процессов в стране, ибо, в отличие от писателя, художника, артиста и т. п., кинематографист почти лишен права на «личный голос» и «личное творчество».
Рассматривая в этой главе некоторые аспекты обширной темы «кино и политика», мы исходили из возможно благожелательного истолкования позиций авторов затрагиваемых фильмов, памятуя об условиях кинематографического процесса в целом и о голливудской атмосфере в частности.
10
Наконец, поскольку мы касаемся лишь кино, а сфера идеологического воздействия на массы в США необычайно обширна, то, наверное, есть необходимость указать на нее (данные на 1973 г.):
Средства масс. коммуникаций |
База |
Размах деятельности и объем аудитории
|
Книги |
1600 издательств |
28 600 названий 933 млн. экземпляров |
Газеты |
1 700 названий |
62 млн. экз. ежедневно |
Издания газетного типа |
11000 названий |
ежедневно |
Журналы |
2 630 названий |
|
Радио |
5 700 станций |
В стране 354 млн. приемников |
Телевидение |
655 станций |
100 млн. телевизоров |
Кино |
Студии способны выпускать 500 фильмов в год; 16 000 театров |
аудитория около 19 млн. зрителей |
Как видим, кинематографом не исчерпывается арсенал пропагандистских средств, однако кино занимает в этой системе особое место, тем более когда речь идет о внешней пропаганде.
11
перейти к оглавлению
Добавить комментарий