Сокровище нации / National Treasure (2004)
Другие названия: «Национальное достояние» / «Национальное сокровище» (варианты написания названия).
США.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Джон Тёртелтауб.
Авторы сценария Джим Коуф, Кормак Уибберли и Мэрианна Уиберли по сюжету Джима Коуфа, Орена Авива, Чарльза Сегарса.
Композитор Тревор Рэбин.
Оператор Калеб Дешанель.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, детектив, триллер
Краткое содержание
Бенджамен Франклин Гейтс (Николас Кейдж), невзирая на увещевания скептически настроенного отца Патрика Генри (Джон Войт), продолжает фамильную традицию, неустанно занимаясь поиском несметных сокровищ, якобы надёжно спрятанных отцами-основателями США. При финансовой и организационной поддержке Иэна Хоу (Шон Бин) ему удаётся установить местонахождение английского торгового корабля Charlotte, затонувшего и погребённого… в арктических льдах. Однако обнаруженная на борту судна подсказка отсылает к Декларации независимости, на оборотную сторону которой якобы нанесена невидимая карта. Бен не желает похищать документ огромной исторической важности, однако Иэна подобные соображения не останавливают. Не найдя понимания у агентов ФБР и учёных, Гейтс решает, что единственный способ защитить реликвию от соперника — выкрасть её самому.
Также в ролях: Диана Крюгер (Абигейл Чейз), Джастин Барта (Райли Пул), Харви Кейтель (Питер Садаски), Кристофер Пламмер (Джон Адамс Гейтс), Олег Тактаров (Шиппен), Марк Пеллегрино (агент Джонсон), Джейсон Эрлз (Томас Гейтс),
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.08.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Всем, кто публично обвинил авторов «Сокровища нации», премьера которого состоялась в ноябре 2004-го, в желании сыграть на скандале, разгоревшемся вскоре после публикации (в апреле 2003-го) романа Дэна Брауна «Код Да Винчи», для начала было бы неплохо ознакомиться с фактами. Идея фильма родилась у кинодраматургов Орена Авива и Чарльза Сегарса ещё в 1997-м, и всего двумя годами позже Джон Тёртелтауб официально заявил, что занимается разработкой проекта. Уж скорее, громкий коммерческий успех фильма1 отчасти подготовил почву для триумфа экранизации упомянутого бестселлера. Режиссёр, на заре карьеры обнаруживший пристрастие к юмору, а позже – доказывавший, что не чужд и эстетике кинофантазий, тем не менее принципиально отказался следовать традициям, заложенным Стивеном Спилбергом в трилогии (на тот момент) про Индиану Джонса. Между прочим, присутствие Джона Войта в образе строгого отца Бена, давно разочаровавшегося в семейных преданиях и не желающего для сына участи очередного посмешища в глазах серьёзных учёных, лишь сильнее заостряет контраст с «Ларой Крофт: Расхитительницей гробниц» /2001/, где выдающийся актёр сыграл родителя лихой искательницы приключений. Установка на реализм (наверное, термин надлежало бы взять в кавычки) в данном случае срабатывает несравненно лучше.
Есть и ещё один любопытный аспект. Тот же Инди, будучи стопроцентным (и по происхождению, и по духу) американцем, занимался поиском артефактов по всему миру, решая загадки, оставленные другими цивилизациями. Гейтс же своими действиями стремится доказать, что история Соединённых Штатов, невзирая на относительную краткость, не менее интересна – и уж точно таит грандиозные тайны. Тем любопытнее его замечание в финале, что найденное собрание ценностей, которое, согласно представлениям тамплиеров и масонов, слишком велико и для любого из монархов, является даже не «сокровищем нации», а достоянием всего человечества – материальным наследием нашей общей культуры. Да и Николас Кейдж совершенно не пытается подражать Харрисону Форду, напирая не на личное обаяние Бена (хотя поцелуй умницы и красавицы Эбигейл видится заслуженным), а на цепкий ум – умение на лету решать изощрённые головоломки. Немаловажным оказывается и наличие чётких моральных критериев, делающих Гейтса на голову выше прагматичного (и тоже неглупого) соперника.
Разумеется, залогом того, что картина нашла горячий отклик у публики, стала блестящая режиссура, притом что первая монтажная версия, как признался Тёртелтауб, длилась около четырёх часов. Отсылка к расхожим теориям заговоров, живописующим могущество тайных обществ, тесно связанных с деятельностью ведущих государственных мужей, лишь придаёт экранным событиям дополнительную остроту. Интереснее наблюдать за персонажами, для которых процесс постижения истины (в том числе – надёжно погребённой стараниями отцов-основателей США) служит наградой сам по себе. Ради высокой цели можно и рискнуть собственными шкурами!.. И, бесспорно, похвальное мастерство продемонстрировали сценаристы, подбрасывающие персонажам испытания на протяжении всего извилистого пути. Поначалу у кинематографистов не было в мыслях снимать продолжения, однако позволить себе лишиться практически гарантированных доходов руководство Walt Disney Pictures, естественно, не могло.
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы составили $347,5 млн., пусть и при солидном производственном бюджете в размере $100 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий