Сонная Лощина / Sleepy Hollow (1999)
Другие названия: «Сонная Лощина – полетят головы» / «Sleepy Hollow – Köpfe werden rollen» (ФРГ: название на ТВ).
США, ФРГ.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Тим Бёртон.
Авторы сценария Эндрю Кевин Уокер по сюжету Эндрю Кевина Уокера и Кевина Ягера и на основе рассказа Вашингтона Ирвинга.
Композитор Дэнни Эльфман (номинация на «Оскар»).
Оператор Эммануэль Любецки.
Премию «Оскар» получили Рик Хайнрикс и декоратор Питер Янг (художники-постановщики).
На премию «Оскар» также номинировалась Коллин Этвуд (художник по костюмам).
Жанр: кинофантазия, фильм ужасов, детектив
Краткое содержание
Нью-йоркский констебль Икабод Крейн (Джонни Депп) возмущён практикой правоохранительных органов, по-прежнему использующих средневековые методы допросов с применением пыток, а не опирающихся на достижения науки. В наказание строптивого блюстителя закона направляют в Сонную Лощину — небольшое поселение выходцев из Голландии, где накануне произошло три нераскрытых убийства. Прибыв на место, Икабод узнаёт от жителей, что зловещее преступление совершил мистический всадник без головы (Кристофер Уокен, каскадёр Рэй Парк) — призрак гессенского кавалериста, жестокого наёмника англичан, казнённого двумя десятилетиями ранее во время войны за независимость.
Также в ролях: Кристина Риччи (Катрина Энн Ван Тассел), Миранда Ричардсон (Мэри Ван Тассел), Майкл Гэмбон (Балтус Ван Тассел), Каспер Ван Дин (Бром Ван Брант), Кристофер Ли (судья), Ричард Гриффитс (магистрат Сэмюэль Филипс), Иан МакДермид (доктор Томас Ланкастер), Майкл Гоф (нотариус Джеймс Харденбрук), Мартин Ландау (Питер Ван Гарретт), Алан Армстронг (верховный констебль), Джеффри Джонс (преподобный Стинвик), Марк Пикеринг (Юный Масбэт), Лиза Мэри (леди Крейн), Джессика Ойелоуо (Сара).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.08.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
С появлением этого замечательного фильма Тима Бёртона, наверное, и у наших соотечественников образ Всадника без головы перестал ассоциироваться с одноимённым романом Томаса Майна Рида, а прежде всего – с его блистательной и невероятно популярной экранизацией, осуществлённой Владимиром Вайнштоком в 1972-м году. Разумеется, последовал коммерческий триумф, поскольку при бюджете $70 млн. кассовые сборы составили $207 млн., из которых на внутренний рынок пришлось чуть менее половины. Проза другого американского писателя, Вашингтона Ирвинга, в том числе одно из самых признанных его произведений – «Легенда о Сонной лощине» /1820/, всё-таки не может претендовать в России на столь же устойчивый читательский интерес. А между тем упомянутый рассказ будоражил воображение заокеанских кинематографистов, начиная с эпохи «великого немого»!
Забавно, что изначально постановку намеревался осуществить, адаптировав литературный первоисточник, Кевин Ягер – специалист по визуальным эффектам и гриму, чьи прежние опыты в режиссуре при всём желании не назовёшь «удачными». Заинтересовавшись проектом, Тим привлёк не только искушённого сценариста Эндрю Кевина Уокера, но и (без указания в титрах) выдающегося британского драматурга Тома Стоппарда, привнёсшего несколько оригинальных линий. Это позволило Бёртону, пожалуй, впервые дать волю своим сокровенным эстетическим пристрастиям, не прячась за спасительную иронию или хотя бы за буйство причудливо-жизнерадостной, невзирая на мрачное, с изрядным влиянием готики оформление, фантазии. Борцы за чистоту традиций, правда, поставили под сомнение верность голливудского мастера духу как барочных итальянских фильмов ужасов, так и работ британской студии Hammer Films Productions1 – но здесь вряд ли могла идти речь о чём-либо, кроме глубоко личного переосмысления классического наследия. Искренне разделяю восторги по поводу редкостной красоты и прихотливости изобразительного решения картины (премия «Оскар» художникам-постановщикам и номинация на престижную награду оператора Эммануэля Любицки), отмеченного исключительным вниманием к мельчайшим деталям, к каждому штриху!
Вот только для произведения такого уровня и, прямо скажем, художественных амбиций совершенства формы было бы всё равно недостаточно. Сразу обращает на себя внимание отсутствие в заголовке слова «легенда», словно авторы настаивали на подлинности2 изложенных событий. На подлинности – хотя бы в части соответствия глобальному историческому процессу. В «Сонной лощине» Тим Бёртон, пожалуй, полнее и изобретательнее всего выразил один из постоянных (навязчивых?) мотивов своего творчества, повествуя о трудностях, встающих на пути у приверженцев прогрессивных взглядов – сторонников рационального, научно обоснованного взгляда на действительность. На поверку же мир, по мысли режиссёра, полон необъяснимых загадок, касается ли это природы колдовства, поднявшего из могилы инфернального всадника или – основательно забытого прошлого самого Икабода, падающего в обморок при виде крови. Из чего, впрочем, вовсе не следует вывода о беспомощности человека перед капризами рока – напротив, требует предельной собранности и силы воли. Джонни Депп, как всегда, отменно чувствует сверхзадачу режиссёра, воплощая многогранный и экстравагантный (в хорошем смысле слова) образ.
.
__________
1 – Оба направления представляет легендарный актёр Кристофер Ли, обстоятельный и колоритный в облачении бургомистра.
2 – Тем более что, как считается, у Икабода Крейна и Катрины Ван Тассель были прототипы.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий