Спиди-гонщик / Speed Racer (2008)
Другие названия: «Гонщик Спиди» / «Спиди Гонщик» / «Гонщик Спид» (варианты перевода названия), «Спиди-гонщик: Опыт в IMAX» / «Speed Racer: The IMAX Experience» (версия для сети стереокинотеатров IMAX), «Преследователи на гонках» / «Race Chasers» (фальшивое рабочее название).
США, Австралия, ФРГ.
Продолжительность 135 минут.
Режиссёры Лилли Вачовски, Лана Вачовски (в титрах как The Wachowski Brothers).
Авторы сценария Лилли Вачовски, Лана Вачовски (в титрах как The Wachowski Brothers) по мультсериалу Тацуо Ёсиды.
Композитор Майкл Джаккино.
Оператор Дэвид Таттерсолл.
Жанр: фильм действия, семейный фильм, спортивный фильм
Краткое содержание
Спиди Рейсер (Эмиль Хирш), с раннего детства (Николас Элиа) не думавший ни о чём, кроме скоростных автомобилей, не отказался от исполнения заветной мечты даже после того, как трагически погиб его старший брат Рекс (Скотт Портер). После очередного блестящего выступления парню и его родителям Папсу (Джон Гудман) и Мом (Сьюзан Сарандон), являющимся владельцами независимой компании Racer Motors, поступает заманчивое предложение от магната Арнольда Ройалтона (Роджер Аллам). Однако интуиция подсказывает Спиди: контракт с конгломератом Royalton Industries таит массу опасностей.
Также в ролях: Кристина Риччи (Трикси Симура), Рейн (Таэдзё Тогокан), Ариэль Уинтер (юная Трикси Симура), Мэттью Фокс (Гонщик Икс), Пауле Литт (Спрайдэл Рейсер), Найо Уоллес (Минкс), Хироюки Санада (господин Муся), Юй Нань (Харуко Тогокан), Кик Герри (механик Спарки), Ричард Раундтри (комментатор Бен Бёрнс), Мельвиль Пупо (Джонни «Хороший мальчик» Джонс), Питер Фернандес (местный комментатор), Бенно Фюрманн (инспектор Детектор), Кристиан Оливер (Снейк Ойлер), Милка Дуно (Джирбокс / Келли Калинков), шимпанзе Кэндзи (шимпанзе Чим-Чим), шимпанзе Уилли (шимпанзе Чим-Чим), Арт ЛаФлёр (комментатор), Мориц Бляйбтрой (Серый призрак), Андреш Кантор (комментатор).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.06.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Я уже не говорю про номинально реалистичные киноленты, посвящённые автогонкам – этому опасному, захватывающему дух, но и неописуемо красивому виду спорта. Ни про трогательные, романтичные мелодрамы, ни про уморительные комедии, ни про неистовые фильмы действия… Непросто и за всю историю кинематографа отыскать что-либо сопоставимое по размаху, динамизму и зрелищности! Полувеком ранее (в «Бен-Гуре» /1959/, признаваемом одним из лучших постановочных боевиков на библейскую тематику) аудитория изумлённо, с замиранием сердца взирала на состязание «пилотов» древнеримских квадриг, и много позже Джорджу Лукасу1 потребовалась колоссальная мощь компьютерных технологий, чтобы хоть отдалённо приблизиться к столь бесподобному результату. В случае же со «Спиди Гонщиком» и вовсе закрадывается подозрение, что братья (пока ещё) Вачовски, даже изучив богатый опыт предшественников2, не пожелали вступать в конкуренцию с кем бы то ни было – и вообще не были намерены ни на кого равняться. Тем досаднее коммерческая неудача фильма, вернувшего сравнительно небольшую часть ($93,9 млн. кассовых сборов при затратах в $120 млн.) солидного бюджета, что хочется торжественно провозгласить: задан – не меньше – новый стандарт для подобных произведений.
Вопреки обоснованному предостережению, лично озвученному в трилогии «Матрица» /1999-2003/, кинематографисты ещё на шаг приблизили нас к виртуальному миру. Дело не только в применении на съёмках передовых технических средств вроде цифровой кинокамеры Sony F23, позволяющей получить изображение высокого разрешения. В поисках «анимешной» (в данном случае – позволяющей без ущерба реконструировать атмосферу популярного телесериала Тацуо Ёсиды) эстетики режиссёры-сценаристы зашли так далеко, что зритель оказывается не в силах отличить фантазию от объективной действительности. Автомобили мчатся с бешеной скоростью по трассе фееричного вида и причудливой конфигурации, нарушая любые законы физики и не позволяя опомниться от стремительности развёртывания перипетий. Особенно поражают продолжительные и смертельно опасные соревнования Casa Cristo 5000 на пересечённой местности: от пустыни до извилистого серпантина. Нужный эффект резко усиливает неординарный монтажный приём, когда слова комментаторов (в обличии одного из них предстал Питер Фернандес, чьим голосом говорили и Спиди, и гонщик Икс в дублированной англоязычной версии японского цикла) словно моментально материализуются в судьбах участников.
Вместе с тем, при всей очевидной тяге к замысловатой фантастической («матричной») форме, Вачовски вновь доказывают, что остаются приверженцами реальности, лишённой иллюзий. Ветераны Джон Гудман и Сьюзан Сарандон на редкость убедительны, представ в качестве четы Рейсеров. А главное, не производит впечатления дежурной или, хуже того, побочной «антиглобалистская» интрига с подковёрным противоборством глав кланов: основателя Royalton Industries, раскрывающего «истинное», политэкономическое значение состязаний на треке, и двоедушного владельца Musha Motors. Спиди и его преданные члены семьи, скромно трудящиеся на независимом фамильном предприятии, обитают в том же самом, что и мы, мире, ставшем полем битвы могущественных корпораций. В мире, где всё продаётся и покупается – и где подчас не хватает жизни, чтобы восстановить попранную справедливость. Однако из этого не следует, что борьба за правое дело не имеет шансов на победу – даже если изначально силы неравны.
.
__________
1 – Имеется в виду эпизод гонок с участием юного Энакина Скайуокера, являющийся типично постмодернистским переосмыслением достижения Уильяма Уайлера.
2 – О том свидетельствуют, в частности, как часы марки Heuer Monaco Sportiva – такие же, как носил персонаж Стива МакКуина в «Ле-Мане» /1971/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий