«Стена» в Берлине / The Wall: Live in Berlin (1990) (ТВ)

«Стена» в Берлине / The Wall: Live in Berlin (1990) (ТВ): постер

Телефильм.

Другие названия: «Стена»: Живьём в Берлине» / «Стена»: концерт в Берлине» / «Стена»: Живое выступление в Берлине» (варианты перевода названия), «Стена» – Живьём в Берлине» / «The Wall – Live in Berlin» (вариант написания названия), «Стена»: Берлин 90» / «The Wall: Berlin 90» (Канада).

Великобритания, ФРГ.

Продолжительность 115 минут (телевизионная трансляция – 120 минут).

Режиссёры Кен О’Нилл, Роджер Уотерс.

Автор сценария Роджер Уотерс.

Операторы Мартин Хоукинс, Майк Дагдейл, Питер Эдвардс, Дерек Пеннелл, Себастьян Мойшель (Стэдикам).

Жанр: документальный фильм, музыкальный фильм

Краткое содержание
21-го июля 1990-го года в столице объединённой Федеративной Республики Германия, на Потсдамской площади, долгие годы разделённой Берлинской стеной, состоялся грандиозный концерт. Роджер Уотерс, являвшийся одним из авторов знаменитой рок-оперы «Стена», когда входил в состав коллектива Pink Floyd, исполнил этот концептуальный альбом перед несколькими сотнями тысяч слушателей — и миллионами телезрителей. В представлении приняли участие многие прославленные музыканты.

Также приняли участие: Тим Карри (обвинитель), Томас Долби (школьный учитель), Марианна Фейтфулл (мама), Альберт Финни (судья), Синди Лопер (юный Пинк), Уте Лемпер (мама / жена), Роджер Уотерс (Пинк / отец / доктор), Ван Моррисон (Пинк), Руперт Эверетт (Пинк, без указания в титрах), Брайан Адамс, The Bleeding Heart Band,  Грэм Брауд, Пол Гэррак, Леонард Чешир (в титрах как Group Captain Leonard Cheshire), Джони Митчелл, Рик Дэнко, Левон Хелм, Гарт Хадсон (все трое в титрах как The Band), Энди Фэйруэтер-Лоу, Джеймс Голуэй, Scorpions, Шинейд О’Коннор, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, оркестр штаба Группы советских войск в Германии.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.11.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

«Стена» в Берлине / The Wall: Live in Berlin (1990) (ТВ): кадр из фильма
Масштаб впечатляет!

Фильмы-концерты время от времени попадают в кинопрокат – а не только выпускаются на видеокассетах и DVD-дисках, как правило, после телевизионных трансляций (в том числе в прямом эфире). Некоторые из них пользуются повышенным зрительским спросом и удостаиваются высоких оценок киноведов, равно как и музыкальных критиков. Однако до ярких явлений культурной жизни такого рода кинопроизведения возносятся, увы, крайне редко. Должно произойти исключительное, по-настоящему эпохальное событие – вроде фестивалей Монтерей-Поп и Вудсток, без которых уже сложно представить себе 1960-е. Чем-то подобным, вне всякого сомнения, стало и выступление Роджера Уотерса (и многочисленных единомышленников, чей вклад подчас был соизмерим) летом 1990-го – спустя несколько месяцев после падения Берлинской стены. По слухам, помимо трёхсот пятидесяти тысяч официальных (купивших билеты) посетителей на Потсдамскую площадь просочилось ещё порядка ста тысяч желающих после того, как с началом выступления убрали ограждения. А к экранам телевизоров по всей планете приникли не менее сотни миллионов зрителей!.. Это ли не свидетельство мощного общественного резонанса?! Да и в сугубо художественном отношении заслуги авторов ленты (наряду с устроителями памятного живого действа) велики.

«Стена» в Берлине / The Wall: Live in Berlin (1990) (ТВ): кадр из фильма
Желающие приобщиться

Усилия Уотерса и Кена О’Нилла вовсе не свелись к эксплуатации давних достижений – к приспосабливанию того, что было придумано ранее, на злобу дня, к требованиям текущего момента. Даже проекция анимационных образов, рождённых мрачной фантазией Джеральда Скарфа, и театрализованное воспроизведение кратких фрагментов из того же шедевра Алана Паркера, не отдают вторичностью. Наличествуют и удачные оригинальные решения – вроде облачения Пинка, превратившегося из отчаявшегося, медленно умирающего в комнате отеля рок-кумира в вожака радикальной группировки ультраправого толка, в мундир… военного диктатора (латиноамериканского? африканского? ближневосточного?). Особого упоминания заслуживает номер The Trial, участие в котором приняли прославленные британские актёры Альберт Финни и Тим Карри, изобразившие – естественно, в агрессивном гротескном ключе – соответственно судью и обвинителя. И, конечно, публика не могла не разразиться бурными восторгами, когда по завершении лирической композиции Bring the Boys Back Home оркестр штаба Группы советских войск в Германии браво зашагал со сцены… Никто при этом, правда, не обратил внимания на символичность того обстоятельства, что освободившееся пространство тут же заполонили призванные своим лидером неонацисты («шагающие молотки»). Всё, как говорится, не так однозначно – и, как бы пронзительно ни звучала финальная песня The Tide is Turning (After Live Aid)1, вообще-то завершавшая другой альбом Роджера, Radio K.A.O.S., мир во всём мире и повсеместное благорастворение воздухов не наступили.

«Стена» в Берлине / The Wall: Live in Berlin (1990) (ТВ): кадр из фильма
Молотки шагают…

Лично у меня нет причин сомневаться в искренности слов музыканта, заверявшего, что отправился в Берлин праздновать не победу капитализма над социализмом, а триумф личности. Важным штрихом его биографии видятся и убеждения родителей, коммунистов и христиан, особенно отца, чья трагическая гибель на фронте, когда сыну не исполнилось и полгода, нашла непосредственное отражение в сюжете рок-оперы. Однако надо быть, право, не слишком дальновидным человеком, чтобы не понимать неразрывной, глубинной, основополагающей связи философии индивидуализма, одой во славу которого являются едва ли не все уотерсовские тексты, с буржуазным укладом. Грубо говоря, Пинк – плоть от плоти того общества, что доставило беззащитному ребёнку, обиженному подростку, потерянному юноше, погружённому в депрессию, теряющему рассудок мужчине столько нравственных и физических страданий, и не представляет иного образа жизни. Объективно концерт, завершившийся торжественным разрушением специально возведённого (170 метров в ширину, 25 метров в высоту!) макета из «кирпичей», играл на руку вполне конкретным, куда менее идеалистически настроенным силам. Что-то подсказывает, что бывшие граждане ГДР и их потомки, познавшие прелести существования в условиях рыночных свобод, вспоминают блестяще организованное шоу уже без радости и теплоты. Эйфория прошла, светлые надежды не оправдались – и неожиданную актуальность приобрёл хлёсткий лозунг «Верните мне Берлинскую стену, только сделайте её на 2 метра выше!».

.

__________
1 – Кстати, усиленная вокалом таких самобытных «звёзд», как Джони Митчелл, Синди Лопер, Брайан Адамс, Пол Кэррак, Ван Моррисон…

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+