Страшилы / The Frighteners (1996)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Вселяющие страх» / «Пугающие» (варианты перевода названия), «Роберт Земекис представляет: Страшилы» / «Robert Zemeckis Presents: The Frighteners» (полное название).
Новая Зеландия, США.
Продолжительность 110 минут (режиссёрская версия – 123 минуты).
Режиссёр Питер Джексон.
Авторы сценария Фрэн Уолш, Питер Джексон.
Композитор Дэнни Эльфман.
Операторы Джон Блик, Алан Боллинджер.
Жанр: комедия, кинофантазия, фильм ужасов
Краткое содержание
Смерть жены Дебры (Анджела Блумфилд) в результате автомобильной аварии стала для Фрэнка Бэннистера (Майкл Джей Фокс) большим потрясением и «одарила» сверхъестественными способностями. Он забросил любимую профессию (архитектура) и зарабатывает на жизнь тем, что за умеренную плату «изгоняет» из домов привидений, с которыми заранее договорился. Прибыв на очередной «неожиданный» вызов к доктору Люси Лински (Трини Альварадо) и её мужу Рэю (Питер Добсон), не скрывающему своего скептического отношения, Бэннистер «честно» выполняет обязательства. Но его не на шутку пугает одна деталь…
Также в ролях: Джон Эстин (судья), Джеффри Комбс (Милтон Дэммерс), Ди Уоллес (Патриция Энн Бредли, в титрах как Dee Wallace-Stone), Джейк Бьюзи (Джонни Бартлетт), Чи МакБрайд (Сайрус), Джим Файф (Стюарт), Трой Эванс (шериф Уолт Перри), Р. Ли Эрмей (сержант Хайлс), Билли Джексон (ребёнок), в эпизоде Питер Джексон (мужчина с пирсингом, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.03.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Идея фильма родилась у Питера Джексона и его дражайшей половины Фрэн Уолш в 1992-м году, когда супруги находились в процессы работы над сценарием «Небесных созданий» /1994/, но при этом – явно держали в уме международный резонанс, вызванный «чёрной комедией» «Живая мертвечина». Правда, чета не рассчитывала на что-то большее, чем новый малобюджетный проект без участия «звёзд», хотя и отослала заявку голливудскому агенту. А Роберт Земекис, ознакомившись с их трёхстраничным синопсисом, поначалу рассматривал возможность выпустить полнометражную ленту по мотивам телесериала «Байки из склепа» /1989-96/, к которому был причастен в качестве продюсера. К счастью, мастеру настолько понравился готовый сценарий, что он взялся за разработку проекта по-крупному, обеспечив (под собственный авторитет, на что указывает и полный вариант названия) солидный производственный бюджет порядка $26-30 млн. и участие Майкла Джей Фокса1. Ожидаемого коммерческого успеха, к сожалению, не последовало (общемировые кассовые сборы оцениваются в $29,3 млн.) – и картина помимо прочего не помогла оживить карьеру талантливого артиста… Всё-таки жаль, что зрителям потребовалось время оценить своеобразие «Страшил», после выхода которых Питер переключится на создание эпических кинополотен. Даже в «Милых костях» /2009/, близких по тематике, он не рискнёт вернуться к прежней, сдобренной сарказмом интонации.
Режиссёр выступил, бесспорно, достойным продолжателем традиций американского (хотя съёмки прошли большей частью в его родной Новой Зеландии) суперзрелищного кинематографа. Действие развёртывается в стремительном темпе, фонтанирует придумками и экстравагантными ситуациями. Чего только стоит приглашение Р. Ли Эрмея на роль охраняющего кладбище Хайлса, являющуюся карикатурой на другого его сурового сержанта, Хартмана! А Джеффри Комбс откровенно наслаждается, в гротескном ключе изображая агента ФБР, в подсознании которого внедрение в коммуны хиппи, секты религиозных фанатиков, сатанистов и т.д., конечно, не могло не оставить саднящих шрамов. Вместе с тем Джексону, с удовольствием открывшему для себя возможности творцов новейших визуальных эффектов, всё-таки недостаточно такого рода частностей, приводящих в восторг киноманов. Поначалу Бэннистер допускает вероятность, что в населённом пункте объявилась инфернальная фигура Смерти («Grim Reaper», то есть дословно – ‘Мрачный Жнец’) и что, похоже, не в его силах предотвратить гибель тех, у кого на лбу увидел странную метку. Однако удариться в мистику для приверженцев постмодернистского мышления было бы слишком просто. Одно дело – общение с не обретшими успокоение душами, «застрявшими» в нашем бренном мире. И совсем другое – мифы, не вызывающие доверия даже у привидений… Всё верно: на поверку во всех, в том числе в самых жутких, событиях повинен человек – главный «страшила» планеты. Любопытно, что Джексон и Уолш оттолкнулись от фактов биографий Чарльза Старквэзера и его четырнадцатилетней сообщницы Кэрил Энн Фьюгэйт, к которым другие кинематографисты (например, Терренс Малик в «Пустошах» /1973/) обращались в ином ключе. Джейку Бьюзи не откажешь в выразительности – и Джонни, жаждущий побить рекорды прочих кровожадных маньяков, воспринимается самим воплощением зла, не только несущим смерть и хаос, но и растлевающим невинные натуры. А вот медиум, ведущий образ жизни мошенника и проходимца, на самом деле – отнюдь не потерян для общества, за что и будет всенепременно вознаграждён.
.
__________
1 – К слову, Фрэнк не случайно обращается к распадающемуся на глазах призраку судьи, как к учёному Эммету Брауну, – «док».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий