Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит / Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street (2007)
Полнометражный фильм (премия «Золотой глобус»).
Другие названия: «Суини Тодд: Демонический цирюльник с Флит-стрит» / «Суини Тодд: Демонический брадобрей с Флит-стрит» / «Суини Тодд, маньяк-парикмахер» (варианты перевода названия), «Суини Тодд» / «Sweeney Todd» (усечённый вариант названия).
США, Великобритания.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Тим Бёртон (номинация на «Золотой глобус»).
Автор сценария Джон Логан на основе мюзикла Хью Виллера и пьесы Кристофера Бонда.
Автор музыки и слов песен Стивен Сондхайм (номинация на «Грэмми» за лучший саундтрек).
Оператор Дариуш Вольский.
Премию «Оскар» получили Данте Ферретти и Франческа Ло Скьяво (художники-постановщики).
На премии «Оскар» номинировалась Коллин Этвуд (художник по костюмам).
Жанр: драма, фильм ужасов, мюзикл, триллер
Краткое содержание
Бенджамен Баркер (Джонни Депп, номинация на «Оскар»), искусный брадобрей, возвращается в Лондон, который покинул много лет назад из-за происков судьи Тёрпина (Алан Рикман). Жестокий слуга закона вынес ему суровый и заведомо неправосудный приговор, чтобы овладеть Люси (Лора Мишель Келли), красавицей женой бедолаги. Бенджамен, выбравший себе новые имя и фамилию — Суини Тодд, узнаёт от миссис Нелли Ловетт (Хелена Бонем Картер, номинация на «Золотой глобус») о печальной судьбе супруги и дочери Джоанны (Джейн Уайзнер), росшей доме Тёрпина в заточении. Женщина предлагает Баркеру открыть цирюльню над её магазином-пекарней и ждать возможности отомстить подлому судье.
Также в ролях: Тимоти Сполл (Бидл Барнфорд), Саша Барон Коэн (Адольфо Пирелли), Лора Мишель Келли (также в роли нищенки), Джейми Кэмпбелл Бауэр (Энтони Хоуп), Эд Сандерс (Тобиас Рэгг), Грэйси Мэй (Джоанна в детстве), Эва Мэй (Джоанна в детстве), Габриэлла Фримен (Джоанна в детстве).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.10.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Объединёнными усилиями Тима Бёртона и Джонни Деппа (к ним нередко присоединялась и Хелена Бонем Картер, которая, между прочим, приступала к съёмкам «Суини Тодда», будучи беременной от своего мужа-постановщика) появился на свет вот уже шестой фильм. Совместные работы выдающегося голливудского режиссёра и не менее выдающегося артиста неизменно казались готически мрачными, были насквозь пронизаны «чёрным юмором», поражали чрезвычайной стильностью. Но, пожалуй, ни одна из них по мрачности, горькому сарказму, стильности не сравнится с историей Суини Тодда и предприимчивой миссис Ловетт!
Участь зловещего убийцы, до поры до времени воспринимавшегося окружающими искусным цирюльником и почтенным лондонцем, знаменитостью Флит-стрит, неоднократно, в том числе в период «великого немого», вдохновляла кинематографистов. Но, как считается, в начале 1970-х английский драматург Кристофер Бонд чуть ли не впервые придал характеру Тодда черты не просто исчадья ада, алчного мерзавца и законченного маньяка, но и – по-своему трагической фигуры, жертвы чужой злой воли. У композитора Стивена Сондхайма и автора либретто Хью Виллера задействованы, в принципе, те же мотивы обвинения, сфабрикованного сладострастным, продажным и властолюбивым судьёй Тёрпином, и мести, которую Суини намеревается претворить в жизнь после затянувшихся скитаний. Однако для бродвейской постановки (дебют состоялся в 1979-м году) нетривиальное жанровое решение являлось, несомненно, новаторским и дерзким. Не удивительно, что на мюзикл быстро положили глаз кинематографисты (не только режиссёры: интерес к заглавной партии не скрывали многие голливудские «звёзды»), хотя до момента появления экранизации прошло свыше четверти века. По слухам, долго сопротивлялся Сондхайм, которого всё же убедило неординарное видение Бёртона. Пока завистники1 довольствовались ироническим или ехидным цитированием первоисточника, Тим отважился на полноценную адаптацию – и преуспел! Преуспел не только в коммерческом отношении, хотя кассовые сборы ($153,4 млн.), в три раза превысившие производственный бюджет, сами по себе впечатляют.
Нужно ли особо упоминать, что каждый кадр видится маленьким шедевром дизайнерской мысли (заслуженная премия «Оскар» маститым Данте Ферретти и Франческе Ло Скьяво), обдаёт пронизывающим готическим ветром?! Джон Логан, нещадно сокративший арии, показавшиеся слишком долгими или театральными, создал условия для повторения сондхаймовско-виллеровского эксперимента – уже на экране. Авторы решительно разрушают, а точнее, взрывают изнутри эстетику киномюзикла, щедро расцвечивая условный, декоративный (в смысле – «погружённый в декорации»), чаще всего приторно-сусальный мир демонстрацией потоков крови. Крови, хлещущей из надрезанных шейных артерий клиентов мистера Тодда, обращающегося с бритвой, точно заправский хирург – со скальпелем. Депп и Бонем Картер очень выразительны, обнажая малоприятный, а по существу, глубоко печальный процесс нисхождения в бездну людских душ, поставивших на поток саму смерть: Суини нажимает на рычаг – и бездыханное тело очередного посетителя с грохотом падает в подвал, чтобы послужить начинкой для пирогов. И всё же пафос картины не сводится к избитому тезису о насилии, порождаемом насилием. Создатели фильма осторожно подчёркивают, что в удушающей, насквозь гнилой атмосфере столицы рождение такого феномена было, по сути, неизбежно. Если не в качестве подлинного инцидента, попавшего в скандальную уголовную хронику, то по меньшей мере в форме городской легенды, отражающей квинтэссенцию Времени – времени укрепления Британской империи и бурного развития капитализма вследствие промышленной революции. У викторианской эпохи была гнетущая, демоническая оборотная сторона: будущие жертвы сами вызывали к жизни своих палачей – и без существования когорты тёмных личностей, начиная с Тёрпина и заканчивая синьором Пирелли, элегантным и жестоким мошенником, пришествия Тодда бы не произошло. No Place Like London, как поётся в одной из арий.
.
__________
1 – Вроде Джонатана Дейтона и Валери Фэрис, посчитавших, что пристрастие к сценической крови и убийствам станет замечательной характеристикой для их «маленькой мисс Счастье».
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий