Супермен 3 / Superman III (1983)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Супермен III» (вариант перевода названия), «Супермен против Супермена» / «Superman vs. Superman» (название оригинального сценария).
Великобритания, США.
Продолжительность 125 минут.
Режиссёр Ричард Лестер.
Авторы сценария Дэвид Ньюман, Лесли Ньюман на основе персонажей Джо Шустера и Джерри Сигела.
Композитор Кен Торн.
Оператор Роберт Пейнтер.
Жанр: фильм действия, комедия, научная фантастика
Краткое содержание
Афро-американец Гас Горман (Ричард Прайор), который длительное время не мог найти работу, решает получить новую специальность — программиста. И открывает в себе редкостное дарование, осваивая не совсем легальные способы заработка. На Гаса обращают внимание владельцы корпорации, Росс (Роберт Вон) и Вера (Энни Росс) Уэбстеры, работающие над созданием суперкомпьютера, а вообще — тайно помышляющие о власти над миром. Необходимо лишь остановить Супермена (Кристофер Рив), перепрограммировав поведение последней надежды человечества.
Также в ролях: Джеки Купер (Перри Уайт), Марк МакКлюр (Джимми Олсен), Аннет О’Тул (Лана Лэнг), Памела Стивенсон (Лорелей), Марго Киддер (Лоис Лейн), Гэван О’Херлихи (Брэд).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.10.2016
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Оригинальный сценарий носил выразительное название «Супермен против Супермена», которое, правда, вызвало неудовольствие продюсеров ленты «Крамер против Крамера» /1979/. Они даже пригрозили Илье Залкинду судебным иском – но удовлетворились объяснением коллеги в том духе, что им подразумевались заголовки некоторых комиксов про самого Стального человека, выступавшего против разных могущественных соперников, а не прославленной семейной драмы. Вариант прекрасно отвечает сюжетно-фабульным перипетиям, поскольку лейтмотивом экранной истории оказывается… раздвоение личности супергероя. Это заявлено уже в рекламном слогане: «Если самый мощный компьютер в мире сможет контролировать даже Супермена… никто на Земле не будет в безопасности». Кларк Кент, оказавшийся не по зубам гениальному злодею Лексу Лютору, едва не становится жертвой высоких технологий, вступая в открытое противоборство с порождением Прогресса. Казалось бы, можно только порадоваться за сценаристов Дэвида и Лесли Ньюманов, держащих нос по ветру – чуть ли не предвкусивших художественные откровения такого провидца от десятой музы, как Годфри Реджио, который накануне поразил воображение «Койяанискаци» /1982/, а непосредственно обратится к тотальной «оцифровке» жизни лишь в «Накойкаци» /2002/. Однако всё научно-фантастическое обрамление экранной истории в общем-то смехотворно. И лишь немного – смешно.
В оригинальном фильме Ричарда Доннера преобладала богатая, воистину космических масштабов фантазия, в первом сиквеле, со съёмок которого Доннера отстранили, отдав предпочтение Ричарду Лестеру, – неожиданно открылось эпическое дыхание. В третьей же части, гордо носящей в заглавии римскую цифру III, режиссёр решил, судя по всему, вернуться в родную стихию – свободных по структуре и обманчиво легкомысленных комедий с изрядной долей типично британского юмора абсурда. Лестер нашёл, в принципе, верного единомышленника в лице знаменитого темнокожего комика Ричарда Прайора, который ни с кем, включая Стального человека, особо не церемонится, осыпая зрителей гэгами. Но в том, на мой взгляд, и заключается слабая сторона «Супермена III», растратившего героический пафос – но так и не вознёсшегося до полноценной пародии. Самыми забавными эпизодами оказываются, как ни странно, сцены с участием мисс Лорелей, верной последовательницы всех злодеев – тайной интеллектуалки1, по наивности принимаемой за «глупенькую блондинку». И вообще складывается впечатление, что само действие выходит из состояния спячки лишь ближе к кульминационной битве, когда по-новому обретает себя и сам Супермен. Картину почему-то посчитали коммерчески «провальной», хотя продюсеры резонно заметили: в условиях жёсткой конкуренции с лентами из феноменально популярных киноциклов «Звёздные войны» и «бондиана» достигнутые показатели (кассовые сборы составили $59,9 млн., прокатная плата – $37,2 млн.) представляются весьма успешными.
.
__________
1 – Чего только стоит её реплика по поводу сомнительности одного из базовых положений кантовой «Критики чистого разума»!
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте
Материалы о фильме:
Цыркун Н. Что смотрят в мире на видео // Видео Дайджест. – 1990, № 3. – С. 24-32.
Человек с маркой супер // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 05. – С. 22-24.
Добавить комментарий