Связанные насмерть / Dead Ringers (1988)
Другие названия: «Связанные намертво» / «Точные копии» / «Вылитые копии» (варианты перевода названия), «Альтер-эго» / «Alter ego» (Канада), «Близнецы» / «Gemini» (Канада: рабочее название), «Близнецы» / «Twins» (Канада: рабочее название).
Канада, США.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Дэвид Кроненберг.
Авторы сценария Дэвид Кроненберг, Норман Снайдер по роману Бэри Вуда и Джека Гизлэнда.
Композитор Ховард Шор.
Оператор Питер Сушицки.
Жанр: драма, фильм ужасов, триллер
Краткое содержание
Близнецы Эллиот (Джереми Айронс) и Беверли (Джереми Айронс) Мэнтлы занимаются частной гинекологической практикой, совмещая приём пациенток с научно-исследовательской деятельностью. У Эллиота завязывается роман с актрисой Клер Ниво (Женевьев Бюжо), но он «уступает» любовницу более застенчивому брату. У Бева постепенно завязываются с Клер полноценные отношения, которые грозят осложнениями…
Также в ролях: Хайди фон Паллеске (Кэри), Барбара Гордон (Данута), Ширли Дуглас (Лаура), Стивен Лэк (Андерс Уоллек), Ник Николс (Лео), Линн Кормэк (Арлен), Дамир Андрей (Бирчэлл), Мириам Ньюхаус (миссис Букман), Джонатан Хэйли (Беверли в 9 лет), Николас Хэйли (Эллиот в 9 лет), в эпизоде Дэвид Кроненберг (акушер, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.10.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Для фильма был выбран эффектный, но не вполне точный рекламный слоган: «Два тела. Два разума. Одна душа. Разделение может оказаться страшной вещью». Дело не в формальном несоответствии экранным перипетиям. Дэвид Кроненберг является, по моему мнению, одним из самых радикальных и убеждённых среди кинематографистов приверженцев материалистических воззрений. И не вопреки, а именно благодаря этому раз за разом обращается к так называемым тонким материям, не желая оставлять тему на откуп идеалистам и мистикам. Выбор романа «Близнецы»1 Бэри Вуда и Джека Гизлэнда, впервые опубликованного в 1977-м году и, как считается, основанного на подлинном случае (прототипами послужили братья Стюарт и Сирил Маркусы, обнаруженные мёртвыми в своей квартире на Верхнем Ист-Сайде Манхэттена), в данном отношении является показательным. И хотя режиссёр не отказывает себе в специфическом удовольствии (чего только стоит сон Беверли, в котором тот воспринимает себя и Эллиота сиамскими близнецами, а Клер… пытается разделить братьев), ужас перемещается в незримую, эмоционально-психическую сферу. Грубо говоря, мутация Ниво, так удручающе действующая на возлюбленного (и «вдохновляющая» на проектирование особых хирургических инструментов), всё же не имеет ничего общего с отвратительными телесными трансформациями Сета Брандла, превращающегося в гигантскую муху, или Макса Ренна, подпавшего под влияние сигнала «Видеодром». Синхронизация и дистанционный контакт двух нервных систем (не эфемерных душ, а нервных систем), считавшиеся главными отличительными особенностями сканнеров, достигаются и Мэнтлами, приводя к трагическим последствиям.
«Связанные насмерть» (вообще-то выражение «dead ringers» является фразеологизмом и означает «точные копии», но в данном случае буквалистский перевод тоже уместен) производят впечатление очень кроненберговского произведения, проигрывающего в новой вариации знакомые мотивы, отмеченного мощным саспенсом. Вместе с тем Дэвид, пожалуй, впервые постарался если не вырваться за круг привычной проблематики, то подойти к её освещению с дотошностью не просто психоаналитика – психиатра. Вместо привычного «любовного треугольника» возникает дикая ситуация, когда Клер, представительница творческой (хуже того, кинематографической) богемы, становится невольной виновницей необратимой моральной деградации Беверли, из хладнокровного доктора превратившегося в невротика и наркомана. При этом, казалось бы, более здравомыслящий и волевой Эллиот в какой-то момент оставляет бесплодные попытки спасти брата от затягивающей, точно трясина, зависимости. Джереми Айронс подтвердил репутацию блестящего актёра, довольствуясь тонкими эмоциональными штрихами, чтобы подчеркнуть различие между своими героями в характерах, а по мере развития событий – не менее поразительно добиваясь их внутренней и внешней идентичности. Без его пронзительной игры (отметим и известную канадскую актрису Женевьев Бюжо, давно освоившуюся в триллерах) мысль о том, что всё самое жуткое скрывается в глубинах человеческого подсознания, не прозвучала бы столь завораживающе. Остаётся лишь сожалеть о слабых коммерческих показателях (при бюджете $13 млн. кассовые сборы в североамериканском прокате составили $9,1 млн.), но «культовый» статус картине был обеспечен.
.
__________
1 – Любопытно, что право на использование названия выкупил Айван Райтман для своей кинокомедии с Арнольдом Шварценеггером и Дэнни Де Вито.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Жмакин Сергей. Изнанка фортуны для Джереми Айронза // Видео Асс Экспресс. – 1992, № 11. – С. 44-47.
Гаврюшенко Оксана. Джереми Айронз. И.о. злодея // Видео-Асс Известия. – 1998, № 30 (01). – С. 30-31.
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Дэвид Кроненберг // Видео-Асс ПРЕМЬЕР. – 1995, № 31. – С. 164.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий