Свяжи меня! / ¡Átame! (1989)
Полнометражный фильм (номинации на «Гойю» и «Сезар»).
Другие названия: «Свяжи меня! Привяжи меня!» / «Tie Me Up! Tie Me Down!» (международное англоязычное название).
Испания.
Продолжительность 101 минут.
Режиссёр Педро Альмодовар (номинация на «Гойю»).
Автор сценария Педро Альмодовар (номинация на «Гойю») по сюжету Педро Альмодовара.
Композитор Эннио Морриконе (номинация на «Гойю»).
Оператор Хосе Луис Алкайне (номинация на «Гойю»).
Также на «Гойю» номинировались: Даниэль Голдстейн, Рикардо Стейнберг (звук), Ферран Санчес (художник-постановщик), Хосе Салседо (монтаж), Хуан Педро Эрнандес, Хесус Монсуси (грим и причёски), Эстер Гарсия (производственный менеджер), Хосе Мария де Коссио (художник по костюмам).
Жанр: комедия, криминальный фильм, драма, мелодрама
Краткое содержание
Рикки (Антонио Бандерас, номинация на «Гойю»), выпущенный по решению судьи из психиатрической лечебницы, первым делом решает реализовать то, что давно задумал. Пробравшись на съёмочную площадку хоррора «Полуночный призрак», который снимает маститый режиссёр Максимо Эспехо (Франсиско Рабаль, номинация на «Гойю»), он узнаёт адрес ведущей актрисы Марины Осорио (Виктория Абриль, номинация на «Гойю»), в прошлом — порнозвезды и наркоманки. Парень проникает в её квартиру и связывает женщину по рукам и ногам. Рикки мечтает о том, чтобы избранница полюбила незваного гостя. А там паре, глядишь, и удастся создать крепкую семью…
Также в ролях: Лолес Леон (Лола, номинация на «Гойю»), Хульета Серрано (Альма Эспехо), Росси Да Пельма (торговка нелегальными лекарствами), Мария Барранко (Берта, доктор), Лола Кардона (заведующая клиники), Франсиска Кабаллеро (мать Марины).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.02.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Премьера фильма состоялась в Мадриде 12 декабря 1989-го, однако в широкий кинопрокат Испании картина вышла лишь в январе следующего года (незадолго до участия в конкурсе Берлинского международного кинофестиваля). Соотечественники Педро Альмодовара массово откликнулись на призыв режиссёра, вынесенный в заголовок, обеспечив кинопроизведению лидерство по итогам сезона. В дополнение чрезвычайно успешной оказалась демонстрация за рубежом, в том числе за океаном1, где компании-дистрибьютору Miramax, правда, пришлось выпускать ленту без рейтинга (в знак несогласия с присуждением категории «X»). Всё это, по-видимому, не очень радовало Кармен Мауру – бывшую музу режиссёра-сценариста, которой тот «изменил» с более молодой (ранее лишь однажды мелькнувшей у постановщика) Викторией Абриль. К тому же, она блеснула в исторической трагикомедии «Ай, Кармела!» /1990/, вызвавшей вдвое меньший энтузиазм у публики. Единственное, что актрису хоть как-то утешило, – триумф детища Карлоса Сауры на церемонии награждения национальными премиями «Гойя», где мэтр с лёгкостью обошёл собрата, оставив конкурента совсем без наград. Мол, как можно сравнивать ироничную мелодраму, да ещё с изрядной долей эпатажа, с художественным исследованием гражданской войны?..
Пожалуй, принятое профессионалами решение являлось справедливым. Альмодовар традиционно подвергся упрёкам со стороны консервативно настроенной части общественности за, скажем так, легкомысленную трактовку мотива стокгольмского синдрома. Как будто сразу было непонятно, что творец его склада характера – при всём желании не сумеет осветить проблему серьёзно (на манер американца Пола Шредера в «Патти Херст» /1988/ или, скажем, нашего соотечественника Сергея Ашкенази в «Заложнице» /1990/). В сравнении с другими работами кинематографиста «Свяжи меня!» поражает, наоборот, неожиданной деликатностью, с какой автор представляет извечную битву полов. Конечно, постмодернистское мышление берёт своё – и словно сама реальность превращается в зеркало, «отражающее» целлулоидные грёзы. Марина не могла и вообразить, что ей придётся пережить в жизни нечто подобное тому, что испытала героиня «Полночного призрака», преследуемая мускулистым воздыхателем, скрывающим под маской изуродованное лицо. У Рикки, правда, отсутствуют изъяны во внешности, но Антонио Бандерас воплотил необычный образ, совместив в персонаже черты по-детски наивного, романтично настроенного юноши и откровенного социопата, нарушающего закон без малейшего зазрения совести. Годы, проведённые в исправительном учреждении для несовершеннолетних правонарушителей и в клинике для душевнобольных, ничему не научили…
В том и заключается парадоксальность замысла, что на сей раз Педро Альмодовар отнюдь не берётся утверждать, будто страсть сродни подспудной тяге к смерти. То, что внешне напоминает садомазохистские игрища, на поверку оборачивается проявлением любви. Искреннее (искреннее, искреннее…) нежное чувство, питаемое похитителем к удерживаемой в неволе красавице, действительно помогает ему вырасти в личностном плане – вплоть до готовности к самопожертвованию. И у сеньориты Осорио, тоже далеко не ангела (пристрастие к наркотикам и ремесло порноактрисы, хотя и оставшиеся в прошлом, не прошли бесследно), хватает мудрости усмотреть в странном мужчине, так сказать, подарок судьбы. Неслучайно в международный англоязычный заголовок было помещено сразу два глагола, дабы передать оба смысла, заложенных создателями: «связать» (верёвками) и эмоционально «привязать». Впрочем, как раз развязка мне показалась не слишком убедительной – чересчур сентиментальной и тем самым невольно упрощающей заявленную драматическую ситуацию. Немного обидно!..
.
__________
1 – Из общемировых сборов порядка $8 млн. на североамериканский прокат пришлось $4,1 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Рейзен О. Испания // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 7. – С. 44-46.
Добавить комментарий