Табор уходит в небо / Tabor ukhodit v nebo (1976)

Табор уходит в небо / Tabor ukhodit v nebo (1976): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Табор уходит в небо» / «Gypsy Camp Vanishes Into the Blue» (Великобритания: англоязычное название), «Королева цыган» / «Queen of the Gypsies» (США: англоязычное название), «Цыгане обитают рядом с небом» / «Gypsies Are Found Near Heaven» (англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёр Эмиль Лотяну.

Автор сценария Эмиль Лотяну по мотивам рассказов Максима Горького.

Композиторы Евгений Дога (в титрах как Еуджен Дога).

Оператор Сергей Вронский, оператор комбинированных съёмок Борис Травкин.

Жанр: драма, мюзикл, мелодрама

Краткое содержание
Лойко Зобар (Григоре Григориу), пользующийся среди цыган непререкаемым авторитетом за уникальный талант конокрада, но и не в меньшей степени — за широту души, влюбляется в Раду (Светлана Тома). Своенравная девушка, неописуемая красота которой пленила многих мужчин, готова ответить взаимностью. Вот только и он, и она превыше всего ценят волю…

Также в ролях: Елена Садовская (Юлишка), Барасби Мулаев (кузнец Макар Чудра), Ион Шкуря (Антол Силади), Всеволод Гаврилов (Данило), Борислав Брондуков (Буча), Алёна Бузылёва (девочка из табора), Мария Капнист (Изергиль), Михаил Шишков (Нур), Василий Симчич (барин Балинт), Ляля Черная (старая цыганка), Павел Андрейченко (Таленчин), Нелли Волшанинова (Русалина), Стяпонас Космаускас (Бургомистр), Витаутас Эйдукайтис (господин из свиты бургомистра), Альгирдас Пинтукас (господин из свиты бургомистра), Ляонас Станявичюс (полицейский), Николай Жемчужный (цыган).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.02.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Табор уходит в небо / Tabor ukhodit v nebo (1976): кадр из фильма
Красавица, которой нет равных

То, что фильм стал лидером советского кинопроката по итогам 1976-го года, собрав огромную аудиторию в 64,9 млн. человек, не вызывает изумления (удивляют, скорее, результаты египетского «Белого платья» /1975/!). Публика всегда обожала страстные мелодрамы, подтверждением чему может служить хотя бы триумф мексиканской «Есении» /1971/. И с неизменным любопытством встречала кинопроизведения о жизни цыган. И явно не осталась равнодушной к знойной эротической сцене на берегу реки с частично обнажённой Светланой Тома1, чья Рада соблазняет и… дразнит несчастного Лойко. Но не только! Не менее показательно, что картина с выразительным, не лишённым бунтарского запала названием вызвала повышенный интерес за рубежом. Достаточно вспомнить триумф на кинофестивале в Сан-Себастьяне, где лента получила «Золотую раковину», обойдя, в частности, такие талантливые фильмы, как драма «Глазами клоуна» /1976/ и лирическая комедия «Кузен, кузина» /1975/. По слухам, Эмиль Лотяну остаётся одним из самых почитаемых советских режиссёров в бывшей Югославии, притом что там хватает и собственных одарённых певцов быта «вольного народа»: от Александра Петровича и Слободана Шияна до Эмира Кустурицы. А уж о сравнении с коммерческой западной кинопродукцией (например, с «Королём цыган» /1978/) смешно и говорить.

Табор уходит в небо / Tabor ukhodit v nebo (1976): кадр из фильма
Любовь превыше всего

Местами на сеансе закрадывается подозрение в том смысле, не слишком ли лихо режиссёр-сценарист обошёлся с сочинениями (раннего, ещё не революционного периода) Максима Горького. Макар Чудра из рассказчика-повествователя превратился в одного из персонажей второго плана, а в нескольких эпизодах появляется собственной персоной старуха Изергиль. Но «Табор уходит в небо» – пример (надо заметить, пример достаточно редкий) блестящей вольной экранизации, когда кинематографисты стремятся следовать не букве, но духу литературного первоисточника. Лотяну, привлёкший к сотрудничеству артистов театра «Ромэн», без стеснения насыщает повествование музыкально-танцевальными номерами, яркими, красочными, заводными. А фрагменты, когда Зобар демонстрирует отвагу и ловкость, в очередной раз отрываясь на угнанном удалом коне от погони или даже совершая побег прямо с места готовящейся казни, выразительностью не уступят лучшим «спагетти-вестернам». И можно было бы долго писать о находках оператора Сергея Вронского, поразившего красотами закарпатской природы. Вместе с тем Эмиль Владимирович филигранно проходит по особого рода краю пропасти, сумев обелить себя от обвинений в тотальном превалировании формы над содержанием. Помимо легко улавливаемых сатирических ноток (хлёсткому высмеиванию подвергаются закоснелая бюрократия Австро-Венгерской империи, барские ухватки представителей местной знати и т.д.) авторам удалось передать и философский подтекст горьковских рассказов. Романтическо-трагический пафос достигает исключительной силы под занавес, когда подводится, увы, неотвратимый итог удивительной истории – истории непримиримого конфликта сильного чувства, жаждущего безраздельного обладания объектом любви, и непреодолимой тяги к свободе (точнее, к воле). Любопытно, что ведущая актриса отметится и в следующей постановке Лотяну, хотя «Мой ласковый и нежный зверь» /1978/ вызовет уже, к сожалению, не столь радушный приём.

.

__________
1 – Актриса моментально получила всесоюзную известность, что нашло отражение в результатах ежегодного голосования читателей журнала «Советский экран».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+