Так держать… Сержант / Carry on Sergeant (1958)
Другие названия: «Так держать, сержант» / «Продолжайте, сержант!» / «Продолжайте, сержант» (варианты перевода названия), «Так держать, сержант!» / «Carry on Sergeant!» (название на рекламном плакате), «Мальчики-быки» / «The Bull Boys» (рабочее название).
Великобритания.
Продолжительность 84 минуты.
Режиссёр Джералд Томас.
Автор сценария Норман Хидус на основе произведения Рональда Фредерика Делдерфилда, автор дополнительного материала Джон Антробус.
Композитор Брюс Монтгомери.
Оператор Питер Хеннесси.
Жанр: комедия, военный фильм
Краткое содержание
Чарли Сейдж (Боб Монкхаус) получает повестку в разгар торжественного свадебного завтрака — и вынужден отправиться в воинскую часть незамедлительно, до первой брачной ночи. Там ему предстоит пройти курс молодого бойца под командованием сержанта Гримшоу (Уильям Хартнелл), который, предвкушая скорый уход в отставку, поспорил на пятьдесят фунтов стерлингов, что сделает из своего последнего взвода чемпионский. Задача предстоит не из лёгких — и даже Чарли не сильно облегчит тяготы присутствие молодой жены Мэри (Ширли Итон), отправившейся следом…
Также в ролях: Эрик Баркер (капитан Поттс), Дора Брайан (Нора), Билл Оуэн (капрал Коппинг), Кеннет Коннор (рядовой Хорас Стронг), Чарльз Хоутри (рядовой Питер Голайтли), Кеннет Уильямс (рядовой Джеймс Бэйли), Теренс Лонгдон (рядовой Майлс Хейвуд), Норман Россингтон (Герберт Браун), Хэтти Жак (капитан Кларк), Джералд Кэмпион (рядовой Энди Гэллоуэй).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.03.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Невероятно, но один из самых долгоиграющих и популярных киноциклов появился на свет благодаря счастливому стечению обстоятельств – совсем не так, как родилась экранная «бондиана», опиравшаяся на богатое литературное наследие Яна Флеминга. Детище Рональда Фредерика Делдерфилда1 под названием «Мальчики-быки», в разных источниках упоминаемое то как пьеса, то как роман (возможно, существовали оба варианта), являлось произведением серьёзным, в котором забавные ситуации в конечном итоге усиливали драматизм и патетику. Однако продюсер Питер Роджерс, воодушевившись ажиотажем вокруг «Пути рядового» /1956/ Джона Боултинга и только-только запущенного ситкома «Армейская игра» /1967-1961/, решил переработать материал в комедию, наняв Нормана Худиса. Мало того, и вынесенный в заголовок глагол «carry on» являлся отсылкой к выпущенной накануне ленте «Так держать, адмирал» /1957/, представлявшей из себя ничем не примечательную адаптацию театральной постановки. Успех фильма, собравшего в национальном кинопрокате порядка £500 тыс. (третье место в сезоне) при бюджете £73 тыс., стал приятным сюрпризом! Джералд Томас принялся (на пару с Роджерсом) ковать железо, пока горячо, и легко обошёл конкурентов, включая своего старшего брата Ральфа, чей «Доктор в доме» /1954/ также получил несколько продолжений.
На самом-то деле выражение «Carry on sergeant» было бы точнее по смыслу перевести как ‘Продолжайте, сержант’. С такими (полностью соответствующими традициям, сложившимся в вооружённых силах Соединённого Королевства) словами к сержанту Гримшоу несколько раз обращается капитан Поттс, изрёкши очередную мудрую сентенцию перед строем новобранцев. Не офицеру же возиться с рядовыми, не нюхавшими пороху и вообще имеющими смутное представление о тяготах армейских будней!.. Если советские кинематографисты допускали существование отдельных разгильдяев (вроде Ивана Бровкина и Максима Перепелицы), которых воинская служба перевоспитывала, помогая раскрыться лучшим чертам характера, то англичане познакомили с целым взводом, до боли напоминающим сброд. Тут и безнадёжный ипохондрик Стронг, ежедневно наведывающийся в медсанчасть, и снобистски настроенный интеллектуал Бэйли, считающий навыки штыковой атаки «несколько устаревшими» в свете изобретения водородной бомбы, и неудачник Браун, и другие колоритные личности. Поначалу кажется, что у сержанта никаких шансов выиграть пари, опрометчиво заключённое в преддверии скорого выхода в отставку.
Пафос фильма, как ни забавно, пришёлся ко двору, поскольку решение об отмене всеобщей воинской обязанности, введённой в сентябре 1939-го (вскоре после вторжения Германии в Польшу), тогда уже фактически созрело и широко обсуждалось; последний призыв состоится в Великобритании в 1960-м году. Потому соответствующее ведомство, вероятно, и согласилось сотрудничать с кинокомпанией, предоставив казармы, плац и полосу препятствий для съёмок, выделив опытного сержанта, пусть актёры (далеко не юноши по возрасту) в большинстве уже проходили строевую и боевую подготовку. И всё-таки авторы сделали упор не на антимилитаристскую сатиру как таковую. Питер Роджерс и Джеральд Томас верно угадали истинную причину зрительского энтузиазма. Безотказно сработала (и сработает ещё много-много раз) комическая ситуация, когда собранные вместе новички, совершенно не готовые к предстоящим трудностям, в конечном итоге – преображаются, удивляя всех, включая самих себя. Пожалуй, авторам следовало бы более детально обрисовать процесс трансформации личностей – за исключением разве что Стронга, познавшего «любовь от всех болезней». Но в целом комедия не утратила своего бесхитростного обаяния, хотя по-настоящему безоговорочный триумф будет ждать вторую часть («Так держать, медсестра!» /1959/).
.
__________
1 – Нашим читателям известен разве что по «Приключениям Бена Ганна» /1956/, написанным как предыстория стивенсовского «Острова сокровищ».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий