Такси 4 / Taxi 4 (2007)

Такси 4 / Taxi 4 (2007): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Т4кси» / «T4xi» (название на рекламном плакате).

Франция.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Жерар Кравчик.

Автор сценария Люк Бессон.

Композиторы Романик Лоран Масте, Дамьен Роке (в титрах как Da Octopuss), Тефа Уилстарр.

Оператор Пьер Морель.

Жанр: фильм действия, комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Эмильен Кутан-Кербале (Фредерик Дьефенталь) оказывается таким наивным, что верит Альберу ван ден Бошу (Жан-Люк Кушар), транспортируемому в Конго для отбывания наказания за бесчисленные злодеяния, что отпускает этого особо опасного преступника на свободу и приносит извинения от лица комиссариата Марселя, полиции Франции и Бельгии. Лишь таксист Данеиэль Моралес (Сами Насери) в состоянии, как всегда, выручить лучшего друга. А тем временем не теряет времени и Петра (Эмма Виклунд, в титрах как Emma Sjöberg-Wiklund)…

Также в ролях: Бернар Фарси (комиссар Жерар Жибер), Жан-Кристоф Буве (генерал Эдмон Бертино), Жан-Люк Кушар (также в роли Фенимора Эжена Требуле), Франсуа Дамьен (Серж), Морад Зегвенди (Сукк), Дрисс Спиноза (Лео), Мермоз Мельхиор (Максим), Джибриль Сиссе (в роли самого себя), Патрик Пуавр д’Арвор (в роли самого себя).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.11.2021

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Такси 4 / Taxi 4 (2007): кадр из фильма
Шеф спешит на помощь

Спешу ответственно заявить: в России да и, пожалуй, на всём пространстве бывшего Советского Союза персонажи «Такси» знамениты ничуть не менее, чем во Франции. В национальном кинопрокате фильм, разумеется, взлетел в дебютный уикенд на вершину хит-парада, лихо потеснив всех конкурентов, включая голливудских. А в итоге собрал аудиторию свыше 4,5 млн. человек, обеспечившую львиную долю общих (оцениваемых в $99,3 млн., при бюджете «всего» в $17,5 млн.) кассовых сборов. Но и у нас очередную постановку Жерара Кравчика ждал тёплый (2,4 млн. зрителей) приём. Заслуженно ли? Не стану скрывать: ещё во время просмотра третьей части закралось подозрение, что идеи у авторов несколько иссякли. Даже привлечение кумира из-за океана1 выглядело едва ли не отчаянным шагом выжать последние крохи из успешного проекта. А уж сами по себе очередные приключения Даниэля и Эмильена казались и вовсе слабым отблеском их былых подвигов, одновременно захватывающих и уморительных. Так вот, четвёртая лента начинается в данном отношении ещё более предсказуемо. Только теперь в качестве «звезды»-гостя задействован темнокожий Джибриль Сиссе. Легендарный футболист, будто бы заключивший контракт на баснословную сумму с клубом Марселя и, не узнанный, вынужденно выслушивающий вопросы комиссара Жибера, не является ли эмигрантом из… Азии? Стыдно допускать очевидные самоповторы!

Такси 4 / Taxi 4 (2007): кадр из фильма
Угодил в ловушку

Впрочем, дальнейшее развитие событий происходит так, что это точно доставит удовольствие как тем, кто ждал очередной сиквел с нетерпением, так и зрителям, не являющимся преданными поклонниками цикла. Пусть сюжет предугадываем и отнюдь не фонтанирует оригинальными ходами. Не исключено, что кого-то разочарует небольшой хронометраж фильма, не позволивший вместить по-настоящему грандиозное число ударных эпизодов: автомобильных погонь и перестрелок. И тем не менее фильм удался. Режиссёр, по-видимому, достиг вершин мастерства в умении извлекать комический эффект из несоответствий, которые не могут не плодить вокруг себя неразлучные друзья со столь разными профессиями и характерами. Сложно удержаться от хохота, наблюдая, на какие ухищрения идёт Моралес, по просьбе приятеля присматривающий за детьми. Уморителен и Бернар Фарси, прямо-таки сросшийся с образом высокого полицейского чина, столь же самоуверенного, сколь и бестолкового. В сравнении с его Жераром, будто бы всё знающим и испытавшим на личном опыте, да умудряющимся влипать в одну нелепую ситуацию за другой, и небезызвестный жандарм Луи Де Фюнеса покажется гением. Чего стоит только диалог с подчинённым, уличённым в раскуривании «травки» в туалете комиссариата! Немногим расторопнее и сообразительнее оказывается, как водится, Эмильен, напортачивший и в очередной раз – с позором изгнанный из рядов доблестных марсельских блюстителей закона. Эпизод его грамотного, филигранного околпачивания, проведённого чрезвычайно опасным международным преступником, наверняка станет предметом зависти коллег Кравчика по родному комедийному цеху. Прекрасно отыграна – при всём пародийном звучании – и интрига, изъятая из типичного фильма об ограблении. Особенно забавляет внутреннее преображение того самого «Бельгийца», демонстрирующего не только острый ум и мгновенную реакцию, но и высокое искусство перевоплощения. Знатоки французского кинематографа не без удивления обнаружат ряд иронических реминисценций2. И всё же подлинной радостью для киноманов становится бравурный финал с непременным штурмом логова зарвавшегося уголовника – роскошной виллы, нагло отобранной у колумбийского наркобарона. Объектом для вышучивания здесь служит, естественно, тяжёлая, мрачная, не лишённая символического звучания развязка легендарной гангстерской саги «Лицо со шрамом» /1983/. Вот только, вопреки ожиданиям, тем гигантом с железной волей, кто пойдёт напролом, под ураганом пуль и с двумя огромными ручными пулемётами наперевес, окажется вовсе не ванн ден Бош, а…

Такси 4 / Taxi 4 (2007): кадр из фильма
Полицейские не сдаются

Кстати, к вопросу о «Бельгийце». Как помним, именно национальный (точнее, межнациональный) аспект упорно ставился авторами во главу угла своих историй о таксисте и полицейском, каждый раз служа не меньше, чем основой для интриги. И сценарист-продюсер Люк Бессон, по счастью, вновь не отказался от удачно нащупанной «проблематики» (именно в кавычках!). Более того, «Такси 4» в этом смысле по-особому замыкает круг. В оригинале, как помним, истинными виновниками оказались выходцы из цивилизованной Германии. Ныне же авторы ничуть не менее едко проходятся по адресу, соответственно, бельгийцев, считающих себя по многим пунктам ещё более культурными и интеллигентными, чем немцы. В означенном контексте поведение «врага общества № 1», известного как «убийца из Фландрии», смешнее во сто крат! И его участь с доставкой в такое отсталое государство (бывшую колонию), как Конго тоже красноречива. Но, наверное, кульминацией экранного подарка соседям на европейской карте следует признать эпизод пытки безвольного брата Альбера в комнате для допросов. Пытки… пластинкой прославленного шансонье, а заодно актёра и режиссёра Жак Бреля, чью песню Жибер издевательские проигрывает в ускоренном темпе. И поделом! Нечего жалеть вражеских агентов, имеющих наглость, затесавшись, претендовать на звание одного из тех, кто олицетворяет французскую культуру во всём мире!

.

__________
1 – Естественно, непобедимого Сильвестра Сталлоне, подвергающего в прологе умеренному высмеиванию собственный суровый экранный имидж.
2 – В частности, на ум приходит одна из лучших работ Клода Лелуша – «С Новым годом!» /1973/, где искушённый грабитель представал в похожем облике немощного старика.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+