Тарзан и его подруга / Tarzan and His Mate (1934)

Тарзан и его подруга / Tarzan and His Mate (1934): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Тарзан и его избранница» / «Тарзан и его приятельница» / «Тарзан находит друга» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёры Седрик Гиббонс, Джеймс С. МакКей (без указания в титрах), сорежиссёр Джек Конуэй (без указания в титрах).

Автор сценария Джеймс Кевин МакГиннесс, авторы адаптации Ховард Эмметт Роджерс и Леон Гордо на основе персонажей, придуманных Эдгаром Райсом Берроузом, автор сюжета Бад Барски (без указания в титрах).

Операторы Чарльз Дж. Кларк, Клайд Де Винна.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, мелодрама

Краткое содержание
Гарри Холт (Нил Хэмилтон) и его деловой партнёр Мартин Арлингтон (Пол Кэвэна) готовятся совершить экспедицию за слоновой костью, в которую вложили все свои средства. К несчастью, конкуренты крадут карту с указанием месторасположения кладбища слонов. Теперь единственное, на что компаньоны могут рассчитывать, — помощь Тарзана (Джонни Вайсмюллер), обитающего в джунглях вместе с избранницей Джейн Паркер (Морин ОʼСалливан).

Также в ролях: Форрестер Харви (Бимиш), Натан Керри (Сайди), Эверетт Браун (носильщик, без указания в титрах), Рэй Корриган (горилла, без указания в титрах), шимпанзе Джиггс (Чита).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.06.2024

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тарзан и его подруга / Tarzan and His Mate (1934): кадр из фильма
На лоне природы

Нельзя исключать того, что фильм вообще отсутствовал среди трофейных кинолент, вывезенных в СССР с территории поверженного Третьего рейха. «Тарзан и его подруга» подверглись со стороны бонз национал-социалистической немецкой рабочей партии строгому запрету, причём по достаточно нелепой причине – из-за того, что белый человек (так сказать, истинный ариец) показан в жестоком окружении. В самих США постановку Седрика Гиббонса1 ждал громкий коммерческий успех, пусть и меньший, чем детище В.С. Ван Дайка ($2,2 млн. прокатной платы против $2,5 млн.), притом что производственный бюджет существенно увеличили – до $1,28 млн. Наши зрители наверняка оценили бы кинопроизведение по достоинству – и вовсе не из-за эротизма. Собственно, знаменитые кадры купания под водой обнажённой мисс Паркер, как и ряд других знойных фрагментов, руководство Metro-Goldwyn-Mayer благополучно изъяло ещё в апреле 1934-го, сократив общий хронометраж на 14,5 минут. Полная версия стала доступна широкой публике лишь в эпоху «рейганомики», после приобретения сокровищницы легендарной киностудии Тедом Тёрнером; к слову, Морин ОʼСалливан уверяла в интервью, что не испытывала на съёмках смущения – и даже что могла бы обойтись без дублёрши (Джозефины МакКим, опытной пловчихи), если б не клаустрофобия. Актрисе, щеголявшей в дразняще-откровенных нарядах, действительно не занимать красоты и обаяния, но пуритански настроенных зрителей гораздо сильнее возмущал тот факт, что девушка сожительствует с мужчиной, с которым не состоит в законном браке.

Тарзан и его подруга / Tarzan and His Mate (1934): кадр из фильма
Джейн любит Тарзана

На самом деле атмосфера тех сцен, где Джейн и Тарзан наслаждаются каждым мигом существования вместе, на лоне девственной природы, пропитана таким беззаботным пантеистическим ощущением, что ни о какой греховности говорить совершенно неуместно. Ходячим воплощением зла (то есть именно греха в христианской традиции) воспринимаются Холт и Арлингтон, считающие себя посланниками великой цивилизации. Уже по тому, как компаньоны распоряжаются носильщиками-африканцами, чьи жизни ни в грош не ставят в ходе изнурительной экспедиции, ясно, что оба являют собой идеальное порождение капитализма. Готовы ради богатства (в виде залежей слоновой кости) на любую подлость и жестокость, ничем, в сущности, не отличаясь от ушлых конкурентов, укравших карту. Разве что к мисс Паркер относятся мало-мальски хорошо (по крайней мере – внешне), а тот же Тарзан для них немногим ценнее обезьяны Читы… Правда, авторы (скорее сценарист Джеймс Кевин МакГиннесс, чем Эдгар Райс Берроуз, к чьим романам фильм имеет опосредованное отношение) прибегают к компромиссному драматургическому решению – не доводят конфликт до логического разрешения. Негодяи гибнут не от руки избранника Джейн, чудом не умершего от подлого выстрела: словно небеса обрушивают кару на головы двух нечестивцев, для которых нет ничего святого, кроме наживы. И если уж зашла речь о возмездии, не могу не отметить очень высокий (резко выше, чем у Ван Дайка!) уровень комбинированных съёмок в сочетании с опаснейшими трюками. Белому человеку, выросшему в джунглях, приходится сразиться с носорогом, крокодилом, крупными хищниками семейства кошачьих… Наконец, кульминационное противостояние агрессивно настроенному племени дикарей, натравивших на пришлецов стаю львов, отличается поистине эпическим размахом. Впечатляющее зрелище! Очень сложно поспорить с утверждениями в том духе, что из всех картин с Джонни Вайсмюллером в его коронной роли ничего лучше, пожалуй, не найти.

.

__________
1 – Кроме того, к режиссуре приложили руку минимум два других мастера, не указанные в титрах.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+