THX 1138 / THX 1138 (1971)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Галактика THX-1138» / «Ти Эйч Икс 1138» (варианты перевода названия), «THX-1138» / «THX-1138» (альтернативный вариант написания названия).
США.
Продолжительность 86 минут (режиссёрская версия – 88 минут, версия, вышедшая в кинопрокат, – 81 минута).
Режиссёр Джордж Лукас.
Авторы сценария Джордж Лукас, Уолтер Мёрч по сюжету Джорджа Лукаса.
Композитор Лало Шифрин.
Операторы Альберт Кин, Дэвид Майерс.
Жанр: драма, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
В будущем обществом взяты под контроль все аспекты поведения индивидов, находящихся под непрерывным надзором и медикаментозным воздействием. THX 1138 (Роберт Дюваль), работающий на заводе, производящем роботов — офицеров полиции, начинает испытывать внутренний дискомфорт. Результатом терзаний становится любовная связь с соседкой по квартире по имени LUH 3417 (Мэгги МакОми), признанная преступной…
Также в ролях: Дональд Плезенс (SEN 5241), Дон Педро Колли (голограмма SRT), Иэн Вулф (старый узник PTO), Маршалл Эфрон (узник TWA), Сид Хэйг (узник NCH), Джон Пирс (узник DWY), Джеймс Уитон (OMM 0000, озв.), Роберт Фиро (хромированный робот), Джонни Вайсмюллер-мл. (хромированный робот).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.01.2020
Авторская оценка 7/10
Сегодняшние зрители будут знакомиться с фильмом, естественно, по режиссёрской версии, выпущенной в 2004-м году. Но со стороны Джорджа Лукаса было, что ни говори, не совсем честно взяться не просто реставрировать давнее кинопроизведение, избавившись от изменений, привнесённых по настоянию руководства Warner Bros., но и – «улучшить» своё детище. Конечно, самоновейшая компьютерная графика использована не так топорно, как в случае с кое-какой иной классикой научной фантастики, но… зачем вообще вводить почтенную публику в заблуждение относительно технических возможностей, которыми постановщик тогда не располагал да и не мог располагать? Это невольно отдаёт фальсификацией истории… К тому же, в оправдание топ-менеджмента названной выше кинокомпании, поначалу – невзлюбившего ленту и урезавшего рекламный бюджет, следует вспомнить, что картину выпустили на экраны повторно (в свете триумфа «Звёздных войн» /1977/, тоже, к слову, подвергнутых «модернизации» – в 1997-м), причём в изначальном, авторском варианте. «THX 1138» не считается коммерчески успешным, хотя кассовых сборов в размере $2,4 млн., по идее, хватило, чтобы компенсировать производственные затраты. К слову, Джордж и исполнительный продюсер Фрэнсис Форд Коппола, накануне основавший киностудию American Zoetrope, проявили себя бережливыми творцами, при ограниченных затратах (в источниках указывается «символическая» сумма – $777 777) сотворив достаточно впечатляющее, почти эпическое зрелище.
Замысел полнометражного дебюта Лукас вынашивал долго – на протяжении нескольких лет. Имеется в виду не только его дипломная работа «Электронный лабиринт: THX 1138 4EB» /1967/, где тот же сюжет изложен в сжатом, концентрированном виде, за 15 минут хронометража. Схожий лейтмотив (бегства к свободе, которая самоценна, только и заслуживая того, чтобы пожертвовать всем, в том числе жизнью) прочитывался ещё в короткометражке с «Фрайхайт» /1966/, а, скажем, в кинозарисовке о заезде автогонщика под названием «1:42.08» /1966/ явственно раскрылись пристрастия начинающего кинематографиста к большим скоростям. Ведь кульминация с преследованием отступника, угнавшего автомобиль, несёт – помимо чисто аттракционной – важную смысловую функцию, контрастируя с основной частью повествования… Таким образом, фильм стал своеобразным итогом размышлений художника в пору становления, парадоксально сочетая интерес к злободневной политической проблематике с тягой к созданию ярких, поражающих воображение образов – и к занимательной, богатой на сюрпризы интриге, способной приковать к кинополотну миллионы зрителей. По-особому идеальный баланс этого будет достигнут как раз в кинофантазии о противостоянии альянса повстанцев и Империи, всё никак не заканчивающейся.
Конечно, режиссёр слегка переусердствовал по части дедраматизации (влияние французской «новой волны» отмечали многие киноведы) – до того момента, как начинает проступать личная драма THX 1138. Даже такой выдающийся актёр, как Роберт Дюваль теряется, не зная, как адекватно выразить состояние индивида, взращенного в стерильной («вызывающей ассоциации с больницей или научной лабораторией», по меткой характеристике Сергея Ютеквича1), жёстко регламентируемой и стандартизированной среде. Здесь даже христианский Бог трансформирован в абстрактную общественную сущность, а молитва звучит, как лозунг: «Один за всех. Все есть один. Массы – вот что мы. Мы – массы. Но все во всех, мы – массы. Для Партии и для всех массы – вот что мы». С установлением контроля над рождаемостью чувства подпали под строжайший запрет, а культурные потребности удовлетворяются убогими телешоу (прозорливость в отношении тенденций развития капиталистического ТВ поразительна!). Наконец, любые неприятные ощущения устраняются посредством лекарственных препаратов. Словом, совершенный человейник (правда, Александр Зиновьев предложит термин позже, после победы Запада над социалистическим блоком), существующий замкнуто, в подземных лабиринтах. Наказанием для оступившихся экземпляров, носящих кодовые наименования вместо имён и фамилий, служит если не уничтожение «рациональным» способом, то заточение в ослепительно белое помещение, где пространство и время, кажется, совсем исчезают. Спасением от навязчивого кошмара может стать безумие (и как раз Дональд Плезенс в обличии SEN 5241 психологически очень точен), однако THX 1138 решается на стихийный бунт – и на побег. Тонкость заключается в том, что система, зиждущаяся на ревизии всего и вся, на поверку – допускает вероятность мятежа, когда… подавление крамолы обходится слишком дорого (расходы превышают утверждённую смету на 6%). Что станет с героем, выбравшимся на поверхность, строго говоря, неизвестно (не исключено, что местность и в самом деле заражена), но чтобы увидеть картину изумительного, божественного заката солнца – это того стоило! Он невольно уподобляется, если угодно, бесстрашному Баку Роджерсу – вымышленному покорителю космоса, анонс старой ленты о котором многозначительно предуведомляет действие.
.
__________
1 – Юткевич Сергей. Модели политического кино. – М.: Искусство, 1978. – С. 18.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Эшпай В. Джордж Лукас // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 42-43.
Капралов Георгий. Мир «Звёздных войн» // Фантакрим MEGA. – 1992, № 2. – С. 78-80.
Эшпай В. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джордж Лукас // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С.141.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий