Том Джонс / Tom Jones (1963)

Том Джонс / Tom Jones (1963): постерПолнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус», номинация на «Золотой глобус» среди иностранных фильмов).

Другие названия: «Ловелас» (вариант перевода названия), «Том Джонс!» / «Tom Jones!» (название на рекламном плакате).

Великобритания.

Продолжительность 129 минут (режиссёрская версия – 121 минута).

Режиссёр Тони Ричардсон (премия «Оскар», номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Джон Осборн (премия «Оскар») по роману Генри Филдинга.

Композитор Джон Эддисон (премии «Оскар» и «Грэмми»).

Оператор Уолтер Лассалли.

На премию «Оскар» также номинировались Ральф У. Бринтон, Эдвард Маршалл, Джослин Герберт, Джози МакЭвин (художники-постановщики).

Жанр: приключенческий фильм, комедия, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
Сквайр Олверти (Джордж Дивайн, номинация на «Оскар») проявляет истинное благородство, решив воспитать, как собственного сына, подкидыша, обнаруженного однажды в своей кровати. Том Джонс (Альберт Финни, Кубок Вольпи Венецианского МКФ, премия «Золотой глобус» как самому многообещающему новичку, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») вырастает статным и отважным юношей, питающим слабость к особам противоположного пола. Казалось бы, всё должна исправить любовь к Софи Вестерн (Сюзанна Йорк), однако отец девушки (Хью Гриффит, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») прочит ей в женихи мистера Блайфила (Дэвид Уорнер), куда более достойного молодого человека.

Также в ролях: Эдит Эванс (мисс Вестерн, номинация на «Оскар»), Джоан Гринвуд (леди Белластон, номинация на «Золотой глобус»), Дайан Силенто (Молли Сигрим, номинация на «Оскар»), Джордж Дивайн (сквайр Олверти), Дэвид Томлинсон (лорд Фелламар), Розалинд Аткинсон (миссис Миллар), Анджела Бадделей (миссис Вилкинс), Джойс Редман (миссис Уотерс, номинация на «Оскар»), Рэйчел Кемпсон (Бриджит Олверти), Марк Дигнам (лейтенант).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.12.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Том Джонс / Tom Jones (1963): кадр из фильма
Джентльмен, как есть…

«Том Джонс» весьма достойно прошёл по советским киноэкранам, собрав по 15,2 млн. зрителей на серию – пусть и не попав в число лидеров сезона 1971-го года. Это косвенно свидетельствовало о том, что лента не устарела за минувшее время. Скорее, кажется странным, что Тони Ричардсон, столкнувшийся в процессе съёмок с массой трудностей1, всё-таки недолюбливал картину, невзирая на россыпь престижных наград (включая несколько премий «Оскар») и колоссальный коммерческий успех. Руководство United Artists, выкупив проект у находившейся на грани банкротства кинокомпании Bryanston Films и обеспечив производственный бюджет в £467 тыс., приятно удивилось энтузиазму зрителей не только в Соединённом Королевстве, но и за океаном, где прокатная плата составила $17,1 млн. В подтверждение своих слов режиссёр лично сократил хронометраж на семь минут в 1989-м – для повторного выпуска, осуществлённого стараниями The Samuel Goldwyn Company. Его доводы в том духе, что комедия получилась сыроватой и нескладной, возможно, и стоит принять в расчёт, но… интуиция подсказывает, что истинные причины – глубже.

Том Джонс / Tom Jones (1963): кадр из фильма
Жизнь хороша

Удивительное дело! Ричардсоново детище вполне отвечает представлениям об удачной экранизации классического литературного произведения. Джону Осборну, конечно, пришлось подсократить действие «Истории Тома Джонса, найдёныша» /1749/, не говоря уже о пространных рассуждениях автора на темы, прямо не относящиеся к сюжету. Вместе с тем озорной, как и положено в плутовском романе, дух кинематографистам удалось передать превосходно. Эпизод, когда, ужиная на постоялом дворе, спаситель обменивается с избавленной от неминуемой расправы миссис Уотерс (на поверку – миссис Фицпатрик) двусмысленными невербальными сигналами, по сию пору остаётся одним из самых дерзких, дразнящих эротических зрелищ. Альберт Финни и Розалинд Найт, импровизировавшие на протяжении трёх часов кряду, несколько дней отходили от поглощённой в огромном количестве пищи… А уж регулярное разрушение четвёртой стены (доходит до того, что актёр норовит повесить на объектив кинокамеры головной убор!) служит своего рода эквивалентом отношения Генри Филдинга к читателям. Решению той же задачи подчинена завязка, остроумно стилизованная под немую комическую, с интертитрами и бодрым музыкальным сопровождением. Наконец, бесспорной заслугой Тони является подбор исполнителей, создавших галерею колоритных портретов. Чего только стоит Хью Гриффит, по воспоминаниям очевидцев – не просыхавший на съёмочной площадке…

Том Джонс / Tom Jones (1963): кадр из фильма
Вперёд, навстречу приключениям!

На сеансе сложно отделаться от ощущения, что «Том Джонс», органично сочетающий скрупулёзность в воссоздании атмосферы прошлого (середины XVIII века, когда разгорелось восстание якобитов) с раскованностью киноязыка, стал попыткой если не пародирования, то по меньшей мере – переосмысления изнутри эстетических установок «рассерженных молодых людей». Ричардсон, Осборн и Финни, имевшие самое непосредственное отношение к славному течению, не изменили ранее продекларированным художественным принципам, в первую очередь – в отношении человека и общества в целом. При этом, «оглядываясь во гневе» на отдалённую эпоху, они не смогли подавить здоровый смех, словно постоянно держа в уме проницательное высказывание Карла Маркса про расставание с прошлым. Тому, на что пролетарию Артуру Ситону отводится время лишь «в субботу вечером, в воскресенье утром», Джонс с удовольствием предаётся при каждом удобном случае. Безудержный ловелас, конечно, не мог рано или поздно не спровоцировать гнев благодетеля – честного, благородного сквайра Олверти, особенно с учётом того, сколько недоброжелателей умудрился нажить. И всё-таки Тома, продемонстрировавшего предприимчивость, сообразительность, бесстрашие, ждёт заслуженное вознаграждение – вплоть до восстановления в правах в привилегированном сословии. Любопытно, что позже Тони ещё раз обратится (примерно в том же ключе) к творчеству Филдинга, однако «Джозеф Эндрюс» /1977/ пройдёт незамеченным.

.

__________
1 – Вплоть до противодействия местных охотников, устраивавших каверзы из опасения, что кинодеятели дискредитируют их любимое занятие.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+