Третья планета / Tretya planeta (1991)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Третья планета» / «The Third Planet» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 99 минут.
Режиссёр Александр Рогожкин.
Автор сценария Александр Рогожкин.
Композитор Геннадий Белолипецкий.
Оператор Николай Строганов.
Жанр: научная фантастика
Краткое содержание
Врачи из шведской клиники расписываются в бессилии помочь девушке по имени Алёна (Анна Матюхина), которой диагностировали смертельное заболевание. Последняя надежда отца Антона (Борис Соколов) — отвезти дочь в особо охраняемую радиоактивную зону, где, согласно публикациям в журнале, живут мутанты, обладающие даром исцелять людей.
Также в ролях: Светлана Михальченко (женщина из заражённой зоны), Константин Полянский (Глеб), Гоша Панкратов (мальчик из заражённой зоны), Алексей Полуян (информатор), Виктор Бычков (мужик с крестом), Александр Башуров (Иван), Михаил Кирилюк (дядя Миша).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.08.2016
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Заслуги Андрея Тарковского перед советским кинематографом трудно переоценить. Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать и вклад мастера в развитие традиций отечественной (и, следовательно, мировой) научной фантастики. И в общем-то нет вины Андрея Арсеньевича в том своеобразном влиянии, которое его произведения оказали на последователей. Дело отнюдь не в технической отсталости киностудий в позднем СССР, которую в мрачных красках расписывали поборники рыночных реформ – и на которую зачастую списывали банальный непрофессионализм новоявленных эффективных менеджеров от «важнейшего из искусств». Это – пример той самой «разрухи в головах» (вспомним ещё одну мантру сторонников «перестройки»), что воцарилась в творческой среде. На «Третью планету» Александр Голутва, тогдашний директор «Ленфильма», возлагал особые надежды и, судя по всему, не жалел средств (хотя фигурирующая в зарубежных источниках величина производственного бюджета в $10 млн. сомнительна), но результат никого не впечатлил. Мягко говоря!
Покорять космические дали (как в «Солярисе» /1972/) казалось несравненно сложнее, чем играться в беспросветную «сталкериаду», о которой с уничижительным сарказмом писал кинокритик Александр Фёдоров1, доходчиво объяснив, что побуждает рядовых зрителей отдавать предпочтение жанровым образчикам из-за океана. Александр Рогожкин, владеющий, судя и по последующим, и по некоторым ранним работам, секретом успеха у зрителей, не стал исключением. Появление его актёра-талисмана Виктора Бычкова в образе мужика, несущего – буквально, не фигурально! – свой крест, видится чуть ли не единственным светлым пятном во всём повествовании: актёру хватает чувства юмора (точнее, ехидцы), чтобы образ не превратился в очередной тяжеловесный символ. Ключевое слово здесь – «очередной»…
Режиссёр-сценарист не удержался от хлёстких (и, прямо скажем, неумных) выпадов против родной страны: Антон недобрым словом поминает СССР, где всё, мол, не так, как в цивилизованном мире, и, видя перевозимую по железной дороге бронетехнику, замечает вслух, что вот теперь-то ясно: вернулись домой. Если верить кинематографисту, наших военных хлебом не корми – дай погоняться в костюмах химической защиты по лесу за бедной женщиной с ребёнком, а автомобиль, выезжающий с запретной территории, надлежит сразу же, без предупреждения, изрешетить пулями. Но даже эта идея («такие мы, коммунисты, неисправимые милитаристы») проговорена впопыхах и без особого энтузиазма. Рогожкин погружён в глобальные думы о судьбе Земли, где человеку не осталось места для существования в ладу с природой-матушкой, где всё сиро и серо, убого, неприютно. И только в зоне, несмотря на радиоактивное заражение («смелые» параллели с аварией на Чернобыльской АЭС оставим на совести автора), вечное лето, растут цветы и дети, радуются каждому новому дню люди с уникальными способностями. Да чего там… Так жить нельзя! Нужно срочно искать персональное убежище на многострадальной третьей планете (от Солнца?), которую мы потеряли! Какой там «Безумный Макс» по-русски»?! Даже средненький «Последний Кордон» /1993/ финна Мики Каурисмяки выглядит в сравнении с претенциозной картиной предпочтительнее.
.
__________
1 – В одноимённой статье с подзаголовком «Почему у нас не водятся Спилберги» (опубликована в журнале «Видео-Асс Экспресс», 1993, № 21, с. 4).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Александр Голутва «Если продюсер не прогорит, то и директор не потонет» // Искусство кино. – 1991, № 1. – С. 48-50.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий