Цена страха / The Sum of All Fears (2002)
Другие названия: «Сумма всех страхов» / «Совокупность всех страхов» / «Все страхи мира» (варианты переводя названия), «Объявление» / «Удар» / «Der Anschlag» (ФРГ).
США, ФРГ.
Продолжительность 124 минуты.
Режиссёр Фил Алден Робинсон.
Авторы сценария Пол Аттанасио, Дэниэл Пайн по роману Тома Клэнси.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Джон Линдли.
Жанр: фильм действия, драма, триллер
Краткое содержание
Австрийский миллиардер Ричард Дресслер (Алан Бейтс), придерживающийся радикальных неонацистских взглядов, приобретает ядерную бомбу, которую в своё время, приблизительно двумя десятилетиями ранее, США тайно передали Израилю. Его план — устроить атомный взрыв в одном из американских городов, обставив всё так, чтобы подозрения пали на Россию, где к власти накануне пришёл Александр Немеров (Киаран Хайндс). Последствия чудовищного террористического акта предсказать нетрудно.
Также в ролях: Бен Аффлек (Джек Райан), Морган Фримен (Уильям Кэбот, директор ЦРУ), Бриджет Мойнэхэн (доктор Кэтрин Мюллер), Джеймс Кромвелл (Президент США Дж. Роберт Фаулер), Лив Шрайбер (Джон Кларк), Майкл Байрн (Анатолий Грушков / Спиннакер), Колм Фьоре (Олсон), Рон Рифкин (Сидни Оуэнс), Брюс МакДжилл (Джин Ревелл), Филипп Бейкер Холл (Дэвид Беккер), Ли Гарлингтон (Мэри Пэт Фоули), Йозеф Зоммер (сенатор Джессап), Свен-Оле Торсон (Хафт), Лев Прыгунов (генерал Сараткин), Мейс Нойфелд (распорядитель званого ужина), Евгений Лазарев (генерал Дубинин), Александр Белявский (адмирал Иванов).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.06.2014
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тень «Кремлёвского кардинала» /1988/, третьей и наиболее спорной (это ещё мягко сказано!) книги Тома Клэнси из цикла о Джеке Райане, безусловно, витает и над пятым романом, вышедшим из печати в 1991-м, – и даже над его экранизацией. Нет, формально кинодраматурги Пол Аттанасио и Дэниэл Пайн адаптировали действие к кардинально изменившимся реалиям, но при этом – даже не пытаются скрыть, что по-прежнему остаются в плену стереотипов заокеанской пропаганды, мало изменившихся с «холодной войны». Кинематографисты, правда, позволяют себе критику политики Вашингтона (например, секретной передачи Израилю ядерного оружия, что в итоге и привело к трагедии), но критику половинчатого характера, не исключающую веры в мудрость и дальновидность лидеров нации. Что же касается России, то приходится выслушать массу глупостей. Оказывается, в ВС РФ есть генерал, мечтающий сбросить на Чечню атомную бомбу. Свежеиспечённый Президент нашей страны (прозрачный намёк на Владимира Путина; в образе скоропостижно скончавшегося предшественника Зорькина – на Бориса Ельцина), дескать, слабо контролирует силовиков, однако предпочитает взять на себя ответственность за военное преступление, чем признаться в этом. А Грозный, подвергшийся массированному удару с применением химического оружия, объявляется столицей независимого государства, куда предлагается ввести миротворцев НАТО. Я уже не говорю о такой «мелочи», как дерзкие операции спецслужб на территории Украины, когда только вмешательство Джека спасает жизни двух местных солдат. Ни о каких геополитических притязаниях Белого дома, естественно, не говорится ни слова – всё объясняется исключительно борьбой за мир во всём мире.
«Цена страха» значительно слабее (чтобы не сказать: примитивнее) предшествующих частей – и в данном отношении оставленное авторами без объяснений резкое «омоложение» Джека Райана, из семьянина, высоко поднявшегося по карьерной лестнице, превратившегося в холостяка и рядового аналитика ЦРУ, по-особому знаменательно. Но Фил Алден Робинсон всё же заслуживает снисходительного отношения по той причине, что отказался1 от другого распространённого и активно поддерживавшегося писателем (между прочим, взявшим на себя обязанности одного из исполнительных продюсеров) мифа – о вездесущих арабских террористах. Известный британский актёр Алан Бейтс воплощает страшный образ не просто влиятельного неонациста – идеолога течения, чувствующего себя всё увереннее, рассуждая о том, что XX век лишь по недомыслию запомнился противостоянием коммунизма и капитализма и что учение Адольфа Гитлера напрасно сбросили со счетов. Любопытно, что в уста Немерова в финале вложены цитаты из знаменитой речи Джона Ф. Кеннеди – да и само его решение выказать добрую волю без гарантии на ответную любезность со стороны неприятеля всё-таки не подаётся проявлением слабости. При обилии типично голливудских ляпов и наивной (сознательно упрощённой?) трактовке ряда идеологических аспектов напоминание о том, насколько хрупким остаётся мир – насколько велика и опасна сумма всех страхов, довлеющих над планетой, представляется ценным. Судя по коммерческим показателям, широкая публика, особенно в самих Соединённых Штатах2, отреагировала на эту идею благосклонно.
.
__________
1 – Вопреки домыслам, вне связи с трагедией 9/11, поскольку съёмки завершились в июне 2001-го.
2 – При бюджете $68 млн. кассовые сборы составили $193,9 млн., причём свыше 60% пришлось на национальный кинопрокат.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Предыдущие фильмы:
Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990)
Игры патриотов / Patriot Games (1992)
Прямая и явная угроза / Clear and Present Danger (1994)
Продолжение:
Джек Райан: Теория хаоса / Jack Ryan: Shadow Recruit (2014)
Добавить комментарий