Тёмный ветер / The Dark Wind (1991)
Другие названия: «Чёрный ветер» / «Ветер тьмы» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 111 минут.
Режиссёр Эррол Моррис.
Авторы сценария Нил Хименес, Эрик Бергрен по роману Тони Хиллермана.
Композитор Мишель Коломбье.
Оператор Стефан Чапски.
Жанр: драма, детектив
Краткое содержание
Офицер полиции Джим Чи (Лу Даймонд Филлипс), новенький на своём участке, заселённом индейцами навахо и расположенном по соседству с территорией, принадлежащей другой народности, хопи, вынужден разбираться по преимуществу с мелкими правонарушениями. Выслеживая ночью вандалов, повадившихся выводить из строя ветряную мельницу, он становится свидетелем крушения небольшого самолёта. Джим понимает, что это не несчастный случай, а убийство, и берётся за расследование, несмотря на то, что преступление находится в введении агентов ФБР.
Также в ролях: Фред Уорд (лейтенант Джо Липхорн), Гэри Фармер («Ковбой» Альберт Дэши), Гай Бойд (агент Джонсон), Блейк Кларк (Бен Гэйнс), Арлин Боуман (Эдна Неззи), Лэнс Бейкер (мистер Арчер), Джон Кэрлен (Джейк Уэст), Джеймс Кутс (Тейлор), Джейн Лорэнджер (Гэйл Паулинг).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.05.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Бурных ожиданий выхода первого игрового фильма Эррола Морриса, конечно, не было. Грубо говоря, никто из выдающихся кинематографистов не взялся бы пообещать – подобно Вернеру Херцогу – съесть собственный ботинок, если режиссёр всё-таки доведёт съёмки до конца. Как известно, у постановщика не сложились отношения с исполнительным продюсером Робертом Редфордом, которому не понравились утверждённые ведущие актёры, показалась непродуманной концепция – и который в итоге принял решение не выпускать фильм в широкий прокат1. Кумир, когда-то сам с успехом обращавшийся к индейской тематике (в вестернах «Скажи им, что Вилли-Бой здесь» /1969/ и «Иеремия Джонсон» /1972/), питал надежду, что экранизация одноимённого романа, опубликованного в 1982-м году и ставшего пятым в литературном цикле Тони Хиллермана, послужит началом киносериала. Реализация идеи застопорилась, но… Нельзя не заметить, что продолжения, снятые после значительного (в десять с лишним лет) перерыва на телевидении, получили более высокие отзывы. И всё-таки позволю себе не согласиться с преимущественно отрицательным, пусть и умеренно отрицательным, отношением к картине.
Обязательно следует отдать должное мастерству и увлечённости Нила Хименеса и Эрика Бергрена, блестяще воссоздавших детективную интригу, сложную, заставляющую напряжённо работать мысль, гадая, кто стоит за преступлением (точнее, за цепочкой преступлений разной тяжести, на первый взгляд – никак не связанных одно с другим). Убедительными мне показались и Лу Даймонд Филлипс с Фредом Уордом, выбранные на роли офицера Чи и лейтенанта Липхорна (основных действующих лиц хиллермановских книг) – блюстителей закона, вынужденных исполнять профессиональные обязанности с учётом особенностей индейской культуры. Мало того, с учётом пересечений и сложного (отнюдь не сводящегося к небезызвестным территориальным спорам, косвенно обыгранным в сюжете) взаимодействия сразу двух индейских культур – культур навахо и хопи, носителям которых в заключительные титры вынесена благодарность. Джо, поначалу скептически относившийся к намерениям нового подчинённого вернуться к корням – изучить философию и ритуалы предков, тем не менее вынужден признать эффективность методов «шамана-полицейского». Джим рассказывает местному пареньку, что навахо верят в то, что человек совершает скверные поступки, когда в его душу проникает тёмный ветер. И местью здесь ничего не решить… Моррис добивается уникального эффекта, повествуя о событиях, произошедших в нашем бренном мире и реконструируемых по всем правилам следственных мероприятий, и одновременно – о незримых, эфемерных духовных сущностях, без которых, вне которых, в отрыве от которых люди жить не могут. Режиссёру оказывает неоценимую поддержку композитор Мишель Коломбье, чья аритмичная, тревожная музыка замечательно передаёт внутреннее состояние Чи, словно противостоящего не конкретным убийцам и коррупционерам, а бесплотному, метафизическому злу. Также любопытно, что следом увидят свет сразу два похожих детектива: «Белые пески» /1992/ и «Громовое сердце» /1992/.
.
__________
1 – Правда, лента, мелькнувшая в ноябре 1991-го года на Лондонском кинофестивале, всё же вышла на киноэкраны в некоторых европейских странах.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1992, № 12. – С. 32.
Добавить комментарий