Убийство на улице Морг / Murders in the Rue Morgue (1932)

Убийство на улице Морг / Murders in the Rue Morgue (1932): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Убийства на улице Морг» / «Двойное убийство на улице Морг» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 61 минута.

Режиссёр Роберт Флори.

Авторы сценария Том Рид, Дейл Ван Эвери, Этел М. Келли (без указания в титрах) по рассказу Эдгара Аллана По в адаптации Роберта Флори, автор дополнительных диалогов Джон Хьюстон.

Звучит музыка Петра Чайковского, композитор Хайнц Рёмхельд (без указания в титрах).

Оператор Карл Фройнд.

Жанр: криминальный фильм, фильм ужасов, детектив, мелодрама

Краткое содержание
Париж, 1845-й год. Пьер Дюпен (Леон Эймс, в титрах как Leon Waycoff), студент-медик, посещает вместе с невестой Камиллой Л’Эспанэ (Сидни Фокс), а также товарищем Полем (Берт Роуч) и его девушкой Миньеттой (Эдна Мэрион) карнавал. Там даёт представление таинственный доктор Миракль (Бела Лугоши), показывающий публике говорящую гориллу по кличке Эрик (Чарльз Гемора). Пьера настораживает повышенное внимание, какое Камилла вызывает у странного учёного. Интуиция молодого человека не подводит…

Также в ролях: Брэндон Хёрст (префект полиции), Бетти Росс Кларк (мадам Л’Эспанэ), Д’Арси Корриган (заведующий моргом), Нобл Джонсон (Янос Чёрный), Арлин Френсис (женщина на улице).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.09.2020

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Убийство на улице Морг / Murders in the Rue Morgue (1932): кадр из фильма
Человек и животное

Робер Гюстав Фукс, родившийся в Париже, росший в Швейцарии, а начинавший профессиональный путь в качестве ассистента Луи Фейада, перебрался из Европы в США ещё в 1921-м году – и сделал неплохую карьеру на «фабрике грёз». Он звёзд с неба не хватал, брался за постановки со средним (зачастую – и ниже среднего) бюджетом, зато снял несколько десятков фильмов разных жанров и, кроме того, успел плодотворно поработать на телевидении. Вместе с тем в активе Морли были бесспорные достижения – вроде эксцентрической комедии «Кокосовые орешки» /1929/, с которой началась громкая слава братьев Маркс. Именно Роберт мог осуществить экранизацию романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», однако отказался в пользу Джеймса Уэйла. «Убийство на улице Морг» в каком-то смысле стало для него, равно как и для Белы Лугоши (в свете успеха «Дракулы» /1931/ тот, увы, не заинтересовался ролью «какого-то там» бессловесного Монстра), попыткой взять реванш. Как известно, нового коммерческого триумфа не последовало1, отзывы прессы тоже не отличались восторженностью, однако со временем лента заняла видное место в «юниверсаловской» коллекции периода золотой поры расцвета хоррров.

Убийство на улице Морг / Murders in the Rue Morgue (1932): кадр из фильма
Добился желаемого

Думается, это справедливо. Режиссёру не откажешь в определённом чувстве стиля, тем более что сотрудничество с оператором Карлом Фройндом позволило дать волю давнему пристрастию к эстетике немецкого киноэкспрессионизма – вплоть до прямых (совершенно нескрываемых) цитат из «Кабинета доктора Калигари» /1920/ Роберта Вине. И остаётся лишь догадываться, насколько жёсткой являлась первоначальная версия, сокращённая по настоянию цензуры (изъятию подверглись, в частности, кадры гибели женщины на улице). Вместе с тем вызывает некоторое недоумение та резвость, с какой кинодраматурги обошлись с «бессмертной классикой» (так заявлено в титрах!) Эдгара Аллана По. Неужели в самом деле требовалось настолько радикально перекраивать сюжет литературного первоисточника?! Разве нельзя было попытаться задействовать «актуальный» мотив безумного учёного, проводящего опыты по скрещиванию человека с обезьяной и готового на всё, включая убийства невинных девушек, без того, чтобы радикально менять всю фабульную структуру?..

Убийство на улице Морг / Murders in the Rue Morgue (1932): кадр из фильма
Не всё гладко…

Справедливости ради отметим, что из уважения к одноимённому рассказу, претендующему (наряду с сочинениями Вольтера и Эрнста Теодора Амадея Гофмана) на звание первого детектива в мировой литературе, кинематографисты сумели-таки создать интригу. Под занавес перекличек с оригиналом вообще становится больше, хотя экранному Дюпену (Пьеру, не Огюсту) почти не довелось блеснуть на месте преступления незаурядными аналитическими способностями: больше усилий ушло на то, чтобы убедить недалёких блюстителей закона. Однако главным достижением кинематографистов представляется, пожалуй, мрачная, давящая атмосфера, в которую удалось погрузить зрителей. И пусть морда разъярённой гориллы (кстати, не орангутана, как у По) сама по себе не слишком страшна. Отражённое действие с упором на игру теней и отчасти монтажное решение (так, запоминается стремительная смена планов в сцене, когда на крик несчастных жертв сбегаются соседи) применены изобретательно. Особенно же покоряет финальная погоня, когда влюблённый студент настигает обезьяну на крыше здания. В утверждении, что развязка картины послужила источником вдохновения создателям «Кинг Конга» /1933/, пожалуй, наличествует доля истины.

.

__________
1 – Несмотря на то, что руководство киностудии Universal Pictures милостиво увеличило изначально согласованную смету расходов – с $90 тыс. до $186 тыс.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Убийство для отвлечения // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 133.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+