Убийство сестры Джордж / The Killing of Sister George (1968)
Полнометражный фильм.
США.
Продолжительность 138 минут.
Режиссёр Роберт Олдрич.
Автор сценария Лукас Хеллер по пьесе Фрэнка Маркуса.
Композитор Джеральд Фрайед.
Оператор Джозеф Ф. Байрок.
Жанр: драма
Краткое содержание
Джун Бакридж (Берил Рид, номинация на «Золотой глобус») знаменита на всю страну благодаря сентиментальному телесериалу, где исполняет одну из главных ролей — сестры Джордж, благообразной старушки, разъезжающей на мотороллере и помогающей решать проблемы жителям провинциального городка Эпплхёрст. Однако мало кто знает, что в личной жизни актриса, живущая с молодой любовницей Элис МакНот (Сюзанна Йорк), является сущим тираном.
Также в ролях: Корал Браун (Мерси Крофт), Рональд Фрейзер (Лео Локхарт), Патрисия Медина (Бетти Тэкстер), Хью Пэддик (Фредди), Сирил Делеванти (Тед Бейкер), Сиви Эберг (Диана), Элейн Чёрч (Марлен), Брендан Диллон (Берт Тёрнер), Майк Фримен (Ноэль).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.08.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Для тех, кто не был знаком с одноимённой пьесой Фрэнка Маркуса, номинированной на премию «Тони», и, тем более, не имел возможности посетить её бродвейскую постановку (премьера состоялась на сцене театра «Беласко» 5-го октября 1966-го года, а всего было 205 представлений), название звучало интригующе. По ассоциации наверняка вспоминались предыдущие ленты Роберта Олдрича, «Что случилось с Бэби Джейн?» /1962/ и «Тише, тише, милая Шарлотта» /1964/ (к тому же, стало известно, что главную роль вновь предлагали Бетт Дейвис) – и воображение рисовало картину не менее страшного преступления, в котором раскрываются худшие стороны женской натуры. Однако заядлые театралы ждали экранизации, вероятно, с не меньшим любопытством, памятуя о пикантной тематике и гадая, рискнёт ли режиссёр добавить откровенные сцены. Рискнул!.. Развязка с соблазнением Элис пуританкой миссис Крофт, вызвавшая бурю негодования Джун, произвела на широкую публику шоковое воздействие, а композитор Фрэнк Де Вол даже покинул съёмочную площадку – и несколько лет не общался с другом Робертом. Естественно, что результатом стало присвоение предельно строгого рейтинга «X». Олдрич попытался оспорить решение в суде, ничего не добился (отнесение ленты к категории «R» произошло спустя четыре года) – и в итоге понёс финансовые потери1.
Своей взвинченностью, накалом страстей, поставленной исполнителям (в данном случае – исполнительницам) сверхзадачей максимально обнажить душу фильм созвучен другим блистательным киноадаптациям знаменитых драм: «Кошке на раскалённой крыше» /1958/ и «Кто боится Вирджинии Вульф?» /1966/. Сходство усиливается благодаря тому, что в «Убийстве сестры Джордж» выяснение отношений тоже приобретает подчас крайний, садистский характер: Бакридж возмущается, когда МакНот начинает делано изображать удовольствие от унизительного наказания (поедания сигары). Однако замысел Маркуса, неплохо уловленный кинематографистами, всё же тоньше – грубо говоря, не сводится к двум с половиной часам сплошных склок, взаимных упрёков, обманов. За скандальностью сюжета (строгая бизнес-леди уводит любовницу у той, кого всячески порицала за аморальное поведение) кроется не только личная драма женщины, бесконечно одинокой – и спасающейся от одиночества лишь благодаря славе. Олдрич и Хеллер, всегда отличавшиеся неприятием прекраснодушных иллюзий, лёгким цинизмом в раскрытии недостатков общества, с особым смаком подчёркивают разницу между розовыми мечтами и грубой реальностью. Между чёрно-белой «мыльной оперой», умиляющей миллионы телезрителей, и богемным образом жизни (особенно запоминается эпизод в ночном клубе по интересам, где Джун и Элис выступают «под Лорела и Харди») артистки – далеко не воплощения добродетели. Наверное, Берил Рид (она заслуженно выдвигалась на соискание «Золотого глобуса», однако уступила Джоан Вудворд) убедительно смотрелась бы и в образе мамаши Гриссом, железной рукой управляющей «семейной» бандой, – жаль, что мастер отдал партию другой, менее известной актрисе.
.
__________
1 – Хотя кассовые сборы оцениваются в $5,3 млн. (при бюджете $2,55 млн.), в бухгалтерском отчёте зафиксирован убыток в размере $750 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий