Убийство в «Восточном экспрессе» / Oriento kyuukou satsujin jiken (2015) (мини-сериал)
Другие названия: «Дело об убийстве в «Восточном экспрессе» (вариант перевода названия), «Убийство в «Восточном экспрессе» / «Murder on the Orient Express» (международное англоязычное название).
Япония.
Продолжительность 280 минут.
Режиссёр Кэйта Коно.
Автор сценария Коки Митани по роману Агаты Кристи.
Композитор Норихито Сумитомо.
Жанр: приключенческий фильм, драма, мелодрама, военный фильм
Краткое содержание
Эра Сёва, 1933-й год. Такэру Сугуро (Мансай Номура), знаменитый на всю Японию частный детектив, просит господина Баку (Кацуми Такахаси), чиновника Министерства путей сообщения, помнящего об оказанной неоценимой услуге, помочь попасть на «Восточный экспресс», все билеты на который успели раскупить. К счастью, для него находится место в спальном вагоне. Путешествие обещало пройти относительно спокойно, однако ночью совершается преступление: обнаружен убитым один из пассажиров – влиятельный бизнесмен Тодо Осаму (Коити Сато). Пока поезд стоит из-за снежного завала на железнодорожных путях, у Сугуро есть время идентифицировать личность виновного.
Также в ролях: Нанако Мацусима (Майко Баба), Кадзунари Ниномия (Хэйта Макуути), Энн Ватанабэ (жена Хакусаку Андо), Хироси Тамаки (Хакусаку Андо), Икки Савамура (Ивао Ното), Сосукэ Икэмацу (Сайсукэ Хадзама), Акико Яги (Соноко Курэта), Саяка Аоки (Сумико Хирудегава), Такахиро Фудзимото (Тамио Хотода), Сумико Фудзи (Фудзин Хатори), Такаси Сасано (хирург Суда), Такахаси Кобаяси (Эцуо Масуда), Мицуко Кусабуэ (Косаку Тодороки), Тосиюки Нисида (Буити Мики), Митико Китисэ (Сонэко Гурики), Кандзи Исимару (Тайса Гурики), Сэйран Кобаяси (Сэйко Гурики), Хару Куроки (Саюри Мики).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.03.2021
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Случайные зрители наверняка решат, что продюсер Юмико Сигэока вознамерилась сыграть на опережение, запустив проект в реализацию, едва услышав о намерениях ирландского режиссёра и актёра Кеннета Брана осуществить новую, дорогостоящую (и отмеченную «созвездием» голливудских актёров и актрис) экранизацию легендарного романа. Полагаю, такого рода подозрения не вполне оправданны. Замысел возник ещё в 2010-м – и Кэйта Коно подошёл к его воплощению предельно скрупулёзно, признаваясь, что чуть ли не со школьной скамьи мечтал перенести на кинополотно перипетии «Убийства в «Восточном экспрессе» /1933/. Создатели мини-сериала получили официальное одобрение у руководства фонда Агаты Кристи, в том числе – в отношении исполнителя ведущей партии. По иронии судьбы, Мансай Номура дебютировал (в образе Цурумару, ослеплённого Хидэторой) в картине «Ран» /1985/ Акиры Куросавы – вольной адаптации шекспировского «Короля Лира». Да и впоследствии (от дилогии «Колдун» /2001-03/ до исторической трагикомедии «Плавающий замок» /2012/) не раз доказывал своё мастерство. Но как раз «японский Эркюль Пуаро» в его интерпретации выглядит не слишком убедительно1, не производя впечатления гениального частного сыщика. И это ещё не главный недостаток.
Сама идея поместить сюжет литературного первоисточника в иной социально-политический контекст представляется по меньшей мере спорной. Тот факт, что писательница намекала на конкретное громкое уголовное дело (похищение маленького сына лётчика Чарльза Линдберга), сообщал событиям книги важный подтекст. И уж точно не являлось прихотью автора решение вывести действующих лиц представителями разных национальностей. Попытка ограничиться просторами Страны восходящего солнца («Восточный экспресс» направляется из Симоносеки в Токио) требовала, думается, гораздо более чёткого обоснования, хотя Коно и сценарист Коки Митани постарались органично вписать сюжет в реалии эры Сёва. К режиссёру есть и другие, сугубо эстетические претензии. Скрупулёзности в воспроизведении атмосферы, увы, не хватило, дабы компенсировать камерность действия. Тот же Брана (а гораздо раньше – Сидни Люмет) прикладывали колоссальные усилия, чтобы преодолеть статичность изображения, добившись максимального напряжения и драматизма. В мини-сериале же диалоги льются нескончаемым потоком, навевая скуку, что особенно касается той части аудитории, для которой фабульные повороты не являются секретом… Впрочем, данная претензия относится лишь к первой серии.
Подобный вывод может показаться парадоксальным: разве мыслимо, чтобы детективная интрига не вызывала интереса, а подробный рассказ о том, как сообщники готовили и совершали преступление, как пытались ввести искушённого частного сыщика в заблуждение, – оказался, напротив, захватывающим? Получается, что так. Во второй половине повествования авторам удаётся, вопреки опасениям, избежать тривиальной иллюстративности – и действительно заставить сопереживать героям. Коно и Митани сознательно пошли на то, чтобы характеры пассажиров, якобы незнакомых друг с другом, оставались для публики смутными. По-настоящему они раскрываются позже, во время обстоятельного рассказа обо всём, что предшествовало поездке на роскошном «Восточном экспрессе». Правосудие должно было восторжествовать – стараниями двенадцати разгневанных присяжных, пусть и не получивших полномочий официально, в рамках действующего уголовно-процессуального кодекса. А бесчисленные препятствия, подбрасываемые самой жизнью, лишь укрепили решимость… Естественно, всё это понял и принял Такэру Сугуро, согласившийся с тем, что истина – не на стороне казнённого негодяя.
.
__________
1 – Не убеждают очень многие детали: от привычки закручивать усы в подражание европейским денди до странноватой манеры детектива смеяться.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий