Учитель на замену / Detachment (2011)
Другие названия: «Отчуждённость» / «Отчуждение» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Тони Кэй.
Автор сценария Карл Ланд.
Музыка The Newton Brothers.
Оператор Тони Кэй.
Жанр: драма
Краткое содержание
Генри Бартес (Эдриен Броуди), избравший нелёгкую стезю учителя на замену, получает временную должность преподавателя английского языка и литературы в социально и финансово неблагополучной государственной школе, директор которой, Кэрол Дирден (Марша Гей Харден), уже была предупреждена о незавидной перспективе. Несмотря на стремление придерживаться однажды выбранного кредо — не принимать близко к сердцу чужие трудности, Генри не может остаться в стороне от проблем учебного учреждения.
Также в ролях: Сэми Гейл (Эрика), Джеймс Каан (мистер Чарльз Сиболдт), Кристина Хендрикс (мисс Сара Мэдисон), Люси Лью (доктор Дорис Паркер), Брайан Крэнстон (Ричард Дирден), Уильям Петерсен (мистер Сардж Кеплер), Блайт Даннер (мисс Перкинс), Тим Блейк Нельсон (мистер Уайатт), Бетти Кэй (Мередит), Луис Зорич (дедушка).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.08.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Такой школы не увидишь в популярных американских телесериалах, в том числе в тех (допустим, в «Веронике Марс» /2004-07/), авторы которых старались по возможности не уклоняться от освещения малоприятных сторон социальной действительности! В сравнении с «Учителем на замену» даже произведения, повествующие о стремительной криминализации тинэйджерской среды, покажутся избыточно спекулятивными и во всяком случае – говорящими не о главном. Подобные трудности в конечном итоге преодолеваются, пусть и не без серьёзных усилий и радикальных мер. Но куда деться от фундаментальных проблем, не решаемых на уровне отдельного учебного учреждения, тем более конкретного человека?..
Тони Кэй сумел вызвать общественный резонанс ещё дебютной полнометражной постановкой «Американская история Икс» /1998/ – но в прессу тогда просочилась информация о его конфликте с руководством New Line Cinema, заставившим перемонтировать ленту, внеся в авторскую позицию определённость. Точнее, вселив в публику уверенность в принципиальной преодолимости обрисованных социальных изъянов. Однако независимый кинематографист, безусловно, остался себе верен, настойчиво обращаясь к важным проблемам Запада – вроде вопроса о допустимости абортов и сохранении окружающей среды. Или, как в случае с «Учителем на замену», о состоянии образования, в недостатках которого не могут увидеть системного характера только наивные и предвзятые люди, уподобившиеся чиновнику, убеждающему преподавательский состав, что корни всех бед – в недооценке потенциала… рынка недвижимости. Генри, надо полагать, потому и стремится сохранить максимальную эмоциональную уравновешенность (равнодушие?), что из-за специфики своей должности знает положение куда лучше, чем коллеги, включая многоопытного и в меру циничного Сиболдта1 и психолога Дорис Паркер, однажды не выдерживающей и пытающейся хотя бы криком достучаться до очередной бедовой девушки-подростка. Сценарист-дебютант Карл Ланд, сам проработавший учителем в государственной школе, слишком хорошо знает нюансы функционирования так называемой «системы двух коридоров» – не декларируемого, но неуклонно претворяемого в жизнь принципа разделения учеников на элиту и толпу.
Впрочем, подобно французскому коллеге Лорану Канте («Класс» /2008/) Кэй и Ланд не ограничиваются анализом сложившегося положения вещей. Для них важнее обрисовать (хочется сказать – воспеть) те усилия, которые человек всё же предпринимает, несмотря ни на что и в общем-то не надеясь на отдачу. Оригинальный заголовок является частью вынесенной в эпиграф цитаты из Альбера Камю: «И никогда я так глубоко не чувствовал одновременно такой отчужденности от себя и такого присутствия в мире». Иными словами, трагическая абсурдность существования, обострённо воспринимаемая Генри, парадоксальным образом обнаруживает в самой себе возможности для её преодоления. Для обретения высокого смысла. Отчуждённый от своего «я», Бартес, как выясняется, вносит ощутимую лепту в улучшение мира. Упорно идёт вверх (и помогает найти путь другим) по лестнице, ведущей вниз. Всё верно, бытие определяет сознание (иллюстрациями марксовой формулы служат грустные рисунки, стилизованные под каракули мелом на доске), но ведь и само бытие поддаётся воздействию сознания, и подчас искреннее участие в чужой судьбе находит живейший отклик. Разница в поведении класса в день прихода учителя на замену и в день его прощания – колоссальна! И если Мередит2 спасти не удаётся, то внутреннее преображение Эрики («юной потерянной души», по эпитету режиссёра), смирившейся, казалось, с участью малолетней уличной проститутки, не вызывает удивления. Финал позволяет испытать катарсис, оставляя по завершении сеанса с верой в человека – верой вопреки всему.
.
__________
1 – В этой неожиданной роли колоритен Джеймс Каан.
2 – Между прочим, её сыграла Бетти Кэй, дочь Тони.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий