Умереть заново / Dead Again (1991)

Умереть заново / Dead Again (1991): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Снова умершая» / «Снова умерший» / «Снова мёртв» / «Снова мертва» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Кеннет Брана.

Автор сценария Скотт Фрэнк.

Композитор Патрик Дойл.

Оператор Мэтью Ф. Леонетти.

Жанр: детектив, триллер

Краткое содержание
Частный сыщик Майк Чёрч (Кеннет Брана) по просьбе отца настоятеля католического приюта (Ричард Истон) соглашается помочь установить личность женщины (Эмма Томпсон), потерявшей память, которую все называют именем «Грейс». На размещённое в газете объявление откликается Фрэнклин Мэдсон (Дерек Джекоби), предлагающий услуги по гипнотерапии. Однако во время погружения в изменённое состояние сознания «Грейс», являющаяся, как позже выяснится, художницей Амандой Шарп, начинает вспоминать события из прошлой жизни — из жизни композитора Романа Штраусса (Кеннет Брана) и его супруги Маргарет (Эмма Томпсон), убитой, как счёл суд, мужем-ревнивцем.

Также в ролях: Энди Гарсиа (Грей Бейкер), Уэйн Найт (Пит Дагэн), Ханна Шигулла (Инга), Кэмпбелл Скотт (Даг), Джо Андерсон (сестра Маделин / Старлет), Кристин Эберсоул (Лидия Ларсен), Луис Холл (сестра Констанс), Патрик Монтес (водитель пикапа), Робин Уильямс (бывший доктор Кози Карлайл), в эпизодах Патрик Дойл (полицейский в лифте), Мириам Марголис (дама, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.05.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Умереть заново / Dead Again (1991): кадр из фильма
Родственные души

В начале карьеры Кеннет Брана зарекомендовал себя преимущественно экранизациями пьес Вильяма Шекспира (и потому повсеместно воспринимается истинным англичанином, хотя родился в Белфасте, Северная Ирландия), а также – масштабной киноверсией романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», выходу которой на экраны сопутствовала массированная рекламная кампания. И всё же его вершинным1 творением остаётся, по моему глубокому убеждению, фильм на современном материале, который можно смело рассматривать одним из лучших образчиков «нео-нуара». В данном обстоятельстве, впрочем, нет никакого противоречия, и множество отсылок к немеркнущим творениям великого драматурга (вроде тюремного номера 25101415, содержащего в зашифрованном виде дату битвы при Азенкуре) отнюдь не воспринимается данью новомодной постмодернистской эстетике, выдавая желание авторов подчеркнуть не менее высокий накал страстей человеческих.

Умереть заново / Dead Again (1991): кадр из фильма
Снова жив

Было бы преступлением подробно останавливаться на хитросплетениях непредсказуемой, замысловатой фабулы, сочинённой сценаристом Скоттом Фрэнком – ровесником постановщика, чей талант позднее оценят многие режиссёры. Лишь отметим редкостную утончённость и искусность в плетении интриги, в которой при всём изобилии ложных приманок (включая исполнение знаменитыми актёрами Робином Уильямсом2 и Кэмпбеллом Скоттом колоритных ролей на втором плане) и едва уловимых нюансов тем не менее – нет ни единой лишней детали, а любая мелочь может оказаться принципиально важной. И всё же мистические мотивы, прозорливо привязанные к атмосфере 1940-х годов, памятной не только по бесчисленным «чёрным фильмам» (стилизаторские ухищрения усиливают реминисценции из салонной комедии «Филадельфийская история» /1940/ и «Гражданина Кейна» /1941/), переворачивают события, что называется, с ног на голову, заставляя отринуть привычные обыденные воззрения. По мере развития событий невольно укрепляешься в подозрении, что Брана намеренно провоцирует ассоциации с такими хичкоковскими картинами, как «Ребекка» /1940/ (кстати, с Лоуренсом Оливье, будущим Гамлетом) и «Головокружение» /1958/, где «потусторонние» феномены получали в итоге исчерпывающее логическое объяснение, но всё же – оставляли некий метафизический привкус. Однако кардинально пересмотреть предположения заставляет неожиданная развязка, которая основательно опровергает выводы мэтра, также перебравшегося из Великобритании в Голливуд. Вопреки заголовку, несчастные Роман и Маргарет Страуссы оказываются «снова живы», а нравственная проблема неотвратимости наказания за совершённое преступление на поверку – выходит за рамки привычных для нас рационалистических представлений. Именно восстановлению попранной справедливости и должно, по мысли кинематографистов, служить таинственное, нашедшее в тех или иных вариациях отражение в ряде религиозных (и философских) учений явление – переселение душ. Без этого – неосуществимо достижение равновесия между двумя мирами: трансцендентным и эмпирическим, постигаемым опытным путём. Особую убедительность действию придаёт виртуозная актёрская игра самого Брана с супругой Эммой Томпсон, способных, как не раз доказывали, без труда вписаться в атмосферу любой исторической эпохи.

.

__________
1 – И, к слову, пользовавшимся неплохим коммерческим спросом, собрав (при бюджете $15 млн.) в национальном прокате $38,02 млн.
2 – Он решил не фигурировать во вступительных титрах, опасаясь, как бы зрители не приняли фильм за кинокомедию.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Семаков В. Двое на острове «Смерть» // Видео-АСС Премьер. – 1992, № 5. – С. 19.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+