Умирают только дважды / On ne meurt que deux fois (1985)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Умираешь только дважды» / «Умираем только дважды» (варианты перевода названия), «Умирают только 2 раза» / «On ne meurt que 2 fois» (вариант написания названия), «Он умер с открытыми глазами» / «He Died with His Eyes Open» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Жак Дере.
Авторы сценария Жак Дере, Мишель Одиар (номинация на «Сезар») по роману Робина Кука, автор диалогов Мишель Одиар.
Композитор Клод Боллен (номинация на «Сезар»).
Оператор Жан Пензер (премия «Сезар»).
Также на премии «Сезар» номинировались: Франсуа де Ламот (художник-постановщик), Анри Ланоё (монтаж).
Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер
Краткое содержание
Инспектор Робер Сталинан (Мишель Серро, номинация на «Сезар») берётся за расследование убийства пианиста Шарли Берлинера (Филипп Оже), труп которого был обнаружен возле железнодорожных путей. Его внимание сразу же привлекает Барбара Спарк (Шарлотта Рэмплинг, номинация на «Сезар»), состоявшая с покойным в любовной связи и ведущая себя крайне подозрительно.
Также в ролях: Ксавьер Делюк (Марк Спарк, номинация на «Сезар»), Элизабет Депардье (Марго Берлинер), Жан Левре (комиссар Боман), Жан-Поль Руссийон (Леонс), Морис Баррье (Артур Шалон), Жан-Пьер Даруссен (Мулар), Жюли Жезекель (Софи), Альбер Дельпи (судмедэксперт), Жерар Дармон (Жан-Луп Сэрен), Жан-Пьер Бакри (бармен).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.03.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Англичанин (уроженец Лондона) Роберт Уильям Артур Кук подписывал свои литературные произведения как Робин Кук с начала 1960-х, когда добился первого, не лишённого налёта скандальности признания. Тем не менее для публикации романа «Он умер с открытыми глазами» /1984/ выбрал псевдоним Дерек Рэймонд специально для того, чтобы избежать путаницы с американским коллегой, тоже Робином (полное имя – Роберт Брайан) Куком, чьи триллеры пользовались большим спросом и нередко становились основой для фильмов. Ирония судьбы проявилась в том, что творчеством этого, по характеристике некоторых литературоведов, основателя британского нуара заинтересовались исключительно (по крайней мере по настоящее время1) французские кинематографисты – и не стали скрывать личность автора! Мало того, местное название литературного первоисточника – и экранизации – было выбрано явно в расчёте на ассоциацию с наследием Яна Флеминга, хотя и вкладывавшего в выражение «живёшь только дважды» («You Only Live Twice» перевели как «On ne vit que deux fois») несколько иной смысл. Впрочем, главной приманкой для широкой публики, вкусы которой Жак Дере изучил, сотрудничая со «священными чудовищами» Аленом Делоном и Жаном-Полем Бельмондо, служил всё же необычный актёрский состав – пусть успех (чуть больше 1 млн. проданных билетов) и оказался средним.
Инспектор Сталинан не церемонится с отбросами общества (особенно поражает эпизод, когда он, нейтрализовав преступника ударом в коленную чашечку, спокойно поясняет, что тот останется хромоногим на всю жизнь), не поддаётся на чары Барбары и вообще – воспринимается в меру циничным профессионалом. Какой контраст с прежними, не только с комедийными, вызывающе эксцентричными (премьера третьей части «Клетки для чудаков» состоится менее чем через пару месяцев), но и с драматическими ролями Мишеля Серро! Например, с образом нотариуса Жерома Мартино, находящегося «под предварительным следствием» и вынужденного не просто доказывать собственную невиновность, а прежде всего – тщетно отстаивать своё мужское достоинство… Не таков Робер, которому по долгу службы приходится браться за расследование безнадёжных дел («висяков») – и которого, конечно, не может шокировать постыдная тайна «роковой женщины», получающей истинное наслаждение от процесса манипулирования чувствами представителей сильного пола. По ходу развития событий даже закрадывается подозрение, что детективная интрига как таковая не слишком привлекает режиссёра, больше интересующегося человеческими характерами, раскрывающимися с неожиданной стороны в ситуации, когда основным движущим мотивом является страсть. Это, безусловно, роднит картину с теми, классическими «чёрными фильмами» – и зритель непременно вынесет с сеанса мораль, согласившись с создателями ленты, что от «простительного» греха не так уж далеко и до преступления, и до неотвратимого наказания.
.
__________
1 – Спустя два года вышла картина «Месяцы апрели смертельны», и с тех пор – не появилось ни одной киноверсии.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий