Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting (1997)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Хороший Уилл Хантинг» / «Молодец Уилл Хантинг» (варианты перевода названия),
США.
Продолжительность 126 минут.
Режиссёр Гас Ван Сент (номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Мэтт Дэймон, Бен Аффлек (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Композитор Дэнни Эльфман (номинация на «Оскар», также номинация на «Оскар» за оригинальную песню Miss Misery Эллиотта Смита)
Оператор Жан-Ив Эскофье.
На премию «Оскар» также номинировался Пьетро Скалия (монтаж)
Жанр: драма
Краткое содержание
Профессор Джералд Ламбо (Стеллан Скарсгорд), обладатель престижной филдсовской медали, предлагает студентам Массачусетского технологического института испытать силы в области алгебраической теории графов. Его удивлению не было предела, когда выяснилось, что предложенную задачу решил… простой уборщик, некто Уилл Хантинг (Мэтт Дэймон, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»). Ламбо помогает парню получить условно-досрочное освобождение из тюрьмы, куда тот угодил за очередную уличную драку. При этом обязательным требованием Уиллу выдвигается — помимо занятий по математике — посещение раз в неделю психоаналитика.
Также в ролях: Робин Уильямс (Шон Магуайер, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), Бен Аффлек (Чаки Салливан), Минни Драйвер (Скайлар, номинация на «Оскар»), Кейси Аффлек (Морган О’Мэлли), Коул Хаузер (Билли МакБрайд), Джон Майтон (Том, ассистент Ламбо), Рейчел Маджоровски (Кристин), Коллин МакКоли (Кэйти).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.05.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
История создания этого фильма давно стала частью красивой легенды о возможности не просто преуспеть на «фабрике грёз» – в один прекрасный момент, сорвав банк, проснуться знаменитым и богатым. Вообще-то сам факт того, что двум дебютантам на кинодраматургическом поприще удалось продать сценарий за солидную сумму (для начала – кинокомпании Castle Rock Entertainment), свидетельствует о неплохой деловой хватке закадычных друзей. Причём никому не ведомые на тот момент артисты (почти как двумя с лишним десятилетием ранее – Сильвестр Сталлоне1) отстояли право исполнить ведущие партии. А когда стало ясно, что Роб Райнер с подчинёнными сомневаются относительно будущего детища Мэтта Дэймона и Бена Аффлека, очень вовремя подоспела помощь Кевина Смита (кстати, фигурирует в титрах одним из исполнительных продюсеров), подключившего руководство Miramax. Наконец, на редкость удачным оказался и выбор постановщика, а ведь к проекту успели проявить интерес многие мастера. Гас Ван Сент, традиционно значившийся в числе лидеров не просто «независимого», но принципиально маргинального кинематографа, внёс неоценимую персональную лепту в развитие карьер ещё двух (вслед за Мэттом Диллоном, Ривером Фениксом, Киану Ривзом, в меньшей степени – Умой Турман и Николь Кидман) талантов, быстро ставших кумирами, как минимум, миллионов сверстников.
Последнее замечание крайне существенно. С начала 1990-х, то есть с момента обнаружения заокеанскими социологами нового любопытного феномена, кинокритики не без грусти констатировали, что кинопроизведения, посвящённые Поколению X (от работ того же Смита до программной ленты «Реальность кусается» /1994/), не находят горячего – именно горячего – отклика у представителей этого самого поколения. Даже высказывалось предположение, что они, в пику шестидесятникам, и не нуждаются, быть может, в выразителях собственных чаяний… На поверку – просто не удавалось подобрать нужный «ключ»! Уилл обрушивается с гневной и едкой тирадой на чиновника, завлекающего его работой на государство (точнее, на спецслужбы, сохраняющие колоссальное влияние и с окончанием «холодной войны»), а посланный на очередное собеседование Чаки откровенно издевается над представителями крупной компании, предлагающими деньги и гарантированное восхождение по социальной лестнице. Оставляют самородка равнодушным и перспективы трудиться на ниве науки, красочно расписываемые профессором. Более того, Хантинг долго, вызывающе долго присматривается к методу и личности Магуайера, справедливо опасаясь, не скрывается ли за искренностью психоаналитика желание внушить «нужные» – нужные кому-то другому, не пациенту – идеи. Но Шон, к счастью, не лукавит, прямо заявляя Джералду, что считает недостойным и в конечном итоге вредным опускаться до манипуляции интересами, внутренними установками, стереотипами парня, покушаясь на его свободу выбора. Роль стала, хочется сказать, квинтэссенцией актёрской линии (во всяком случае – если ограничиться драматическими опытами) Робина Уильямса, поистине вложившего в образ душу.
Собственно, «моцартовский» конфликт (не страдающий ложной скромностью Хантинг сравнивает себя – применительно к точным наукам – с гениальными композиторами прошлого2) послужил лишь поводом, чтобы предельно заострить ситуацию. Авторы уловили переломный, в сущности, момент не разброда и шатаний в умах, но назревшей необходимости сделать выбор – возможно, главный выбор в жизни, который непременно отзовётся на глобальном, метафизическом уровне. За время, прошедшее с триумфа «Рокки» /1976/, проводившего прямо противоположную мысль – неограниченных возможностей в Америке, где необходимо рваться на вершину, гнаться за славой, деньгами и преуспеванием, мировоззрение тех, кому суждено стать надеждой и оплотом общества, изменилось коренным образом! Для них понятие «гудвилл» («goodwill» звучит так же, как «Good Will») утратило утилитарное, коммерческое звучание. Не сводится ни к нематериальным активам (разнице между рыночной оценкой компании и суммой её чистых активов), ни к «неосязаемому капиталу» фирмы, включающему репутацию, престиж, клиентов, связи и прочее, – заново обретает исконный смысл: ‘добрая воля’, ‘рвение’, ‘благосклонность’. Бывшие отщепенцы из разных областей, чьи призывы о необходимости существовать, следуя завету Эриха Фромма «быть», а не «иметь», напоминали глас вопиющего в пустыне, вдруг оказались услышанными и даже превознесёнными. Оглушительный успех картины, обошедшейся в производстве в $10 млн. и на первых порах выпущенной в ограниченный кинопрокат, а в итоге – собравшей $225,9 млн., это доказывает со всей очевидностью.
.
__________
1 – Параллель провёл ещё Уильям Голдман, не преминувший опровергнуть слухи, что слава в сочинении истории на самом деле должна принадлежать ему.
2 – В таком случае профессор Ламбо выступает Сальери от математики, негодуя из-за того, что человек, отмеченный печатью Господа, не ценит уникальный дар.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Борев Алексей. На пути «Титаника» только «Оскар» // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 58-59.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий