Уолл-стрит: Деньги не спят / Wall Street: Money Never Sleeps (2010)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Уолл-стрит: Деньги никогда не спят» (вариант перевода названия), «Уолл-стрит 2» / «Wall Street 2» (рабочее название).
США.
Продолжительность 133 минуты.
Режиссёр Оливер Стоун.
Авторы сценария Аллан Лоэб, Стивен Шифф на основе персонажей, придуманных Стэнли Уайсером и Оливером Стоуном.
Композитор Крэйг Армстронг.
Оператор Родриго Прието.
Жанр: драма
Краткое содержание
2008-й год. Джейкоб Мур (Шайа Лабаф), работающий трейдером в Keller Zabel Investments (KZI) — специализирующийся на инвестициях в энергетику, не сомневается, что дела у компании идут хорошо, раз уж Луис Зейбл (Фрэнк Ланджелла) выдал крупный бонус. Парню не очень понятно, почему его невеста Винни Гекко (Кэри Маллиган) категорически не желает общаться с отцом Гордоном (Майкл Дуглас, номинация на «Золотой глобус»), в прошлом — одним из заправил с Уолл-стрит, отсидевшим в тюрьме восемь лет. А тем временем неумолимо надвигается глобальный финансовый кризис, который первым делом ударит именно по руководству KZI…
Также в ролях: Джош Бролин (Бреттон Джеймс), Илай Уоллак (Джулиус Стейнхардт), Сьюзан Сарандон (мать Джейка), Остин Пендлтон (доктор Мастерс), Сильвия Майлс (риелтор), Ванесса Ферлито (Одри), Джон Буффало Мейлер (Робби), в эпизодах Оливер Стоун (инвестор), Шон Стоун (трейдер), Уоррен Баффетт (в роли самого себя), Чарли Шин (Бад Фокс, без указания в титрах), Мелисса Ли (ведущая выпуска новостей), Бекки Квик (ведущая выпуска новостей), Дэвид Фэбер (ведущий выпуска новостей), Мария Бартиромо (ведущая выпуска новостей), Рон Инсана (аналитик на ТВ), Энтони Скарамуччи (сотрудник ТВ).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.05.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В одном остроумном, но и отнюдь не глупом голливудском фильме таксист Джерри Флетчер в исполнении Мела Гибсона, одержимый всепроникающей «теорией заговора», делает вывод о том, что Оливер Стоун работает на… ЦРУ. Ведь любой, кто знает столько, сколько этот выдающийся американский режиссёр, давно бы сгнил в Гуантанамо… Доля правды в прозвучавшей шутке есть – но не в провокационном намёке на возможные связи со спецслужбами кинематографиста, последовательно придерживающегося острокритических, если не социалистических (на что указывают не только пространные интервью, взятые у Фиделя Кастро), взглядов. Стоун действительно обладает исключительной эрудицией, навыками аналитического мышления (всё-таки редкое для художника качество) и наблюдательностью, неизменно раскрываясь знатоком ключевых аспектов бытования современного общества. Разумеется, не исключая финансовую систему!
Постановщик впервые отошёл от ранее неукоснительно соблюдавшегося принципа, взявшись за съёмки продолжения признанного фильма, поняв, что для новых, вроде бы резко изменившихся условий выводы, эффектно озвученные в «Уолл-стрит» /1987/, ничуть не менее актуальны. И если даже оригинал пользовался достаточным зрительским спросом, то сиквел просто не мог не занять1 в премьерный уик-энд верхнюю строчку хит-парада. Гордон, покидающий исправительное учреждение, печально наблюдая, как другие преступники, отбывшие наказание, возвращаются в привычный мир материального достатка, в ситуации надвигающейся катастрофы получает отличный шанс восстановить реноме и вернуть состояние. Для этого всего-то и придётся войти в доверие к потенциальному зятю, сделав вид, что истинная цель – нормализовать отношения с дочерью, а не получить доступ к отложенным на чёрный день (и переданным под её формальное управление) деньгам… Мало того, Оливер Стоун, поначалу разрабатывавший проект со Стэнли Уайсером, но в итоге – привлёкший новых кинодраматургов, Аллана Лоэба (между прочим, лицензированного биржевого брокера) и Стивена Шиффа, предельно жёстко характеризует действие членов Совета управляющих Федеральной резервной системы. Проникая в святая святых – реконструируя ход закрытых заседаний представителей банковско-финансовой элиты, он рисует мрачную картину. Собственно, в ФРС как раз собрались те, кто настолько забылись в желании скопить все деньги мира, что окутали экономику сетями заведомо невозвратных долгов (старые добрые кредиты дополнили новомодные производные финансовые инструменты). Теперь они – переходят к следующему этапу. Надвигающийся, точно лавина, кризис открывает замечательные возможности для «подсиживания» и откровенного «пожирания» себе подобных, а одновременно – для выкачивания государственных ресурсов. Идеал любого капиталиста – приватизация (присвоение) прибыли и… национализация, то есть перекладывание на всё общество, понесённых убытков.
Вот только механизм тотального самоуничтожения финансовой системы, лопания пресловутых «мыльных пузырей» (восходящих даже не к печально известному феномену тюльпаномании, имевшему место в 1620-х годах в Нидерландах, а чуть ли не к Кембрийскому взрыву, как следует из глубокомысленных рассуждений юного трейдера) уже запустился. Это Луис Зейбл, жалующийся, что перестал понимать современные нравы, называющий себя «динозавром», предпочтёт позору добровольный уход из жизни. Джулс Стайнхарт2 же лучше прибегнет к шантажу администрации Президента надвигающимся апокалипсисом, выбив беспрецедентную господдержку, преспокойно распрощается с Бреттоном Джеймсом (ещё О.Генри предупреждал, что «Боливар не выдержит двоих») и, проявив дальновидность, пожмёт руку вернувшемуся на авансцену Гекко. Возможно, рецессия и остудила пыл отдельных рядовых участников (вроде миссис Мур, чья одержимость операциями с недвижимостью стала напоминать наркотическую зависимость), но по высшему счёту – уроки никто не извлёк, и при первой подвернувшейся возможности спекуляции разгораются вновь, с утроенной энергией. В подытоживающем закадровом монологе Джейк справедливо отмечает, что безумие – это когда совершаешь одни и те же поступки, всякий раз надеясь, что результат окажется иным, не столь плачевным. В фильме с выразительным подзаголовком «Деньги никогда не спят» (Гордон, когда-то просвещавший таким образом молодого Бада Фокса, повторяет мысль Джейкобу), невзирая на кажущуюся краткость, исчерпывающе передана суть глобального явления с попутным раскрытием механизма его вызревания. Причём Оливер Стоун обходится без оглушительно громкого обличительного пафоса, как, скажем, Питер Джозеф в «Духе времени» /2007/, прибегая к тонкому, «тихому» художественному решению, когда принципиально важен любой поступок действующих лиц, а многие реплики – кажутся готовыми фразеологизмами. Вместе с тем продолжение, как и оригинал, всё равно не превращается в сугубо публицистическое произведение, не утрачивает основной предмет исследования – человека. Удивительно, но человеческое начало под занавес обнаруживает себя даже в безжалостном дельце, махинаторе и манипуляторе Гордоне Гекко!
.
__________
1 – Правда, производственный бюджет ($70 млн.) окупился лишь благодаря общемировому прокату, обеспечившему $134,7 млн. кассовых сборов.
2 – Отличная, не лишённая импровизаций роль стала достойным завершением карьеры актёра-ветерана Илая Уоллака.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий