В ночи / Into the Night (1985)

Эшпай Валетин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Лэндис // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 140.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Американские режиссёры поколения «бейби-бум»

ДЖОН ЛЭНДИС

Создатель знаменитом киносправочника Леонард Молнии справедливо замечает, что этот режиссер – скорее для знатоков, чем для рядовых зрителей. Возможно, секрет успеха его картин в том, что они хитро сконструированы и для тех, и для других.

Родился в 1950 году в Чикаго (Иллинойс). Работу в кинематографе начал еще подростком в отделе писем кинокомпании «XX век-Фокс». Со временем обратил на себя внимание известного режиссера Джорджа Стивенса, уехал в Европу, где работал каскадером на съемках «спагетти-вестернов». По возвращении в Голливуд на деньги, занятые у родителей и друзей, снял пародийный фильм ужасов «Хлам» (1971, выпущен в 1973). «Кентуккский жареный фильм» (1977) – экранизация популярного театрального шоу с участием Абрахамса и братьев Зукеров – принес ему первый финансовый успех. Лэндис, ведущий комедиограф поколения «бейби-бум», стихийный голливудский постмодернист, увлеченно препарирует известные сюжеты – «Приключения бродячих музыкантов» («Братья Блюз»), фильмы ужасов («Триллер», «Американский оборотень в Лондоне»), комедию нравов («Поменяться местами»), бондиану («Шпионы, как мы»). Постмодернистская игровая стихия его кино очень хорошо просматривается в фильме «Ночью». При том, что картина снята по знакомой формуле «яппи в опасности» («В отчаянных поисках Сьюзен», «После работы», «Черт-те что»), в ней пересеклось несколько важных составляющих нового стиля. В том числе – система зашифрованных цитат, требующих декодирования с помощью киноведа-специалиста. Например, целая когорта знаменитых кинорежиссеров (Пол Мазурский, Дэвид Кроненберг, Джонатан Демми, Роже Вадим, Лоуренс Кэздан, Пол Бартел, Дон Сигел, Эми Хекерлинг, сам Лэндис в смешной роли террориста) заняты в микроскопических эпизодах. Да, для неискушенного зрителя это просто какие-то актеры, но для знатока прелесть ситуации в том, что вместо цитат из фильмов Лэндис показывает их авторов. На съемках «Сумеречной зоны» произошло несчастье – погиб актер Вик Морроу (отец Дженнифер Джейсон Ли) и двое детей, в связи с чем Лэндису угрожала тюрьма, однако суд оправдал его. Фильм «Поездка в Америку» с Эдди Мэрфи в главной роли был на втором (после «Кролика Роджера») месте среди кассовых фаворитов 1988 года.

Однако «Оскар» (бесхитростный римейк старого французского фильма с С.Сталлоне вместо Луи Де Фюнеса) уже свидетельствует о том, что с возрастом Лэндис постепенно утрачивает тягу к эксперименту. Это подтверждается и его последними работами. В «Невинной крови» красивая девушка Мария (Анн Парийо) – на самом деле голодающий вампир. Тут многое напоминает «Американского оборотня в Лондоне», причем прежде всего некоторой жанровой разбалансированностью. «Полицейский из Беверли Хиллз — 3» представляет из себя довольно жалкое зрелище в сравнении с первыми двумя сериями. Ни Лэндис, ни Мэрфи на себя нисколько не похожи. Эпизодические появления в кадре знаменитых режиссеров (Марты Кулидж и Барбет Шредера среди прочих) тут нелепо и ни к месту. На фильм затрачено более 70 миллионов долларов, но в прокате США он смог собрать только около 40 миллионов. Это называется «остаточный эффект былой популярности».

140

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+