ВАЛЛ-И / WALL•E (2008)
Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус», номинация на «Давид ди Донателло»).
Другие названия: «УОЛЛ-И» / «ВАЛЛ·И» (варианты перевода названия), «ВАЛЛ-И» / «WALL-E» (альтернативное написание названия) / «Uôrî» / «Wôrî» / «ウォーリー» (Япония), «ДогЗилла» / «DogZilla» (фальшивое рабочее название), «Планета мусора» / «Trash Planet» (рабочее название).
США, Япония.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Эндрю Стэнтон.
Авторы сценария Эндрю Стэнтон, Джим Рирдон по сюжету Эндрю Стэнтона, Пита Доктера (номинация на «Оскар»).
Композитор Томас Ньюман (номинация на «Оскар»; также на «Оскар» и «Золотой глобус» номинирована оригинальная песня Down to Earth на музыку Питер Гэбриела и Томаса Ньюмана и слова Питера Гэбриела).
Оператор Мартин Розенберг.
На премию «Оскар» также номинировались: Том Майерс, Майкл Семаник, Бен Бёртт (сведение звука), Бен Бёртт, Мэттью Ву (монтаж звука).
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, семейный фильм, научная фантастика
Краткое содержание
Пришло примерно семьсот лет с тех пор, как человечество покинуло Землю, загаженную тоннами бытовых и производственных отходов. Обладающий искусственным интеллектом ВАЛЛ-И (озв. Бен Бёртт) остался, судя по всему, единственным функционирующим роботом, запрограммированным придавать мусору компактную форму. Однажды робот обнаруживает нечто странное — зелёный росток. И ещё круче его существование меняется после прилёта космического корабля, из которого появляется ЕВА (озв. Элисса Найт).
Роли также озвучивали: Джефф Гарлин (капитан «Аксиомы»), Фред Уиллард (Шелби Фортрайт, глава BNL), Бен Бёртт (также: автопилот АВТО / Д-ОК), Джон Ратценбергер (Джон), Кэти Наджими (Мэри), Сигурни Уивер (бортовой компьютер).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.07.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Желание пожурить «пиксаровцев» за внешнюю схожесть ВАЛЛ-И с номером 5, обретшим благодаря «короткому замыканию» зачатки разума и выбравшим себе имя Джонни, понятно, однако Эндрю Стэнтон категорически настаивает, что здесь корректнее вести речь о совпадении, а не о влиянии. Выдвину предположение, что в обоих случаях источником вдохновения кинематографистам послужил спилберговский «инопланетянин», такой добрый и чуточку нелепый, вынужденный налаживать контакт с человеком. Вот и «Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Лёгкий, Интеллектуальный» (если примерно – по смыслу – перевести выражение «Waste Allocation Load Lifter, Earth-class», зашифрованное в аббревиатуре), чьё одиночество на небесном теле скрашивает лишь прирученный шустрый таракан, тоже однажды встречается с людьми. Зрелище ему открывается странное – ничего общего с весёлыми, красивыми лицами актёров и актрис из роскошного мюзикла «Хелло, Долли!» /1969/, записанного на видеокассете и периодически пересматриваемого, пока снаружи бушует песчаная буря. Но это даёт толчок переменам.
Впрочем, «ВАЛЛ-И», хоть и обошедшийся в производстве в астрономическую сумму $180 млн., хоть и снискавший шумный коммерческий успех ($532,5 млн. общемировых кассовых сборов), выделяется даже на фоне остальной продукции Pixar Animation Studios. Авторы прошли по лезвию бритвы, рискуя навлечь недовольство аудитории (как минимум, ленивой части аудитории) обращением к подзабытым техникам повествования. Неслучайно же они заново учились у виртуозов слэпстика (Чарльза Чаплина, Бастера Китона, в меньшей степени Гарольда Ллойда) искусству изложения истории без звучащих с экрана слов – исключительно при помощи действия, выразительных мизансцен, ярких деталей. Любознательный и пугливый робот познаёт универсальный язык – язык любви, едва познакомившись с ЕВОЙ, которая неожиданно для себя самой обнаруживает то, ради чего прилетела, и погружается в режим ожидания. ВАЛЛ-И, потерявший от нахлынувших чувств голову, пускается вдогонку – и в конечном итоге оказывает людям огромную помощь.
В принципе, несколько затянутой воспринимается только экспозиция, дальнейшее же развитие событий – динамично, насыщено юмором, который внезапно уступает место саспенсу. И всё-таки гораздо важнее, что Стэнтон по сравнению с другими своими CGI-мультфильмами выстраивает сюжет таким хитроумным способом, когда каждый элемент подчинён раскрытию авторской философской концепции1. Начало предельно наглядно (и страшно, если вдуматься) иллюстрирует последствия безудержной гонки потребительства: вся планета превратилась в гигантскую свалку, не оставив места почти никаким формам жизни. Грустной иронией пронизаны кадры с ВАЛЛ-И, выискивающим в куче хлама отдельные предметы (вроде зажигалки и коробочки с обручальным кольцом, причём наибольшую ценность представляет именно коробочка), напоминающие о былом изобилии. Вместе с тем становится совсем печально, когда мы видим, во что превратилось человечество за столетия пребывания на просторах Вселенной – в обстановке искусственно созданного рая. Вид располневших, обрюзгших, утративших навык ходьбы (!) индивидов, днями напролёт предающихся безделью и праздным беседам, не менее жуток, чем мрачный «матричный» мир!.. Нынешнее поколение, вероятно, и не ведает о планах предшественников вернуться в родную обитель, когда там возникнут задатки к восстановлению биосферы. Знай себе наслаждается беззаботным прозябанием в совершенном спокойствии – и в тотальном достатке, обеспеченном отлаженными роботизированными системами. Между прочим, знаменательная деталь: в плотной завесе мусора, болтающегося на околоземной орбите, ВАЛЛ-И натыкается на… «Спутник-1», некогда ознаменовавший старт активного освоения безвоздушного пространства. Вот чем обернулось торжество науки и техники! Да и могло ли вылиться во что-то иное, когда идеалы страны, открывшей дорогу в небо, уступили место установкам империализма (точнее, корпоратократии), держащегося на спайке крупного бизнеса с государственно-бюрократическим аппаратом?
Стэнтон и Джим Рирдон имели полное право сосредоточиться на социально-политической сатире – вот только на сеансе чувствуется, что не это в картине главное. Приверженность режиссёра христианским ценностям, в принципе, хорошо известна – но несчётные библейские аллюзии (от Адама и Евы до Ноева ковчега) не кажутся навязчивыми или самодовлеющими. Скорее, помогают оттенить и углубить гуманистический пафос. В надежде развеять скепсис зрителей, не веривших, что у людей много шансов выжить после возвращения, создатели добавили забавные сценки в качестве фона для заключительных титров. И, конечно, нельзя обойти молчанием фигуру капитана, оказавшегося достаточно проницательным, чтобы понять по-настоящему важное, – и достаточно настойчивым, волевым, умным, чтобы одержать верх в противостоянии всесильному автопилоту. Эндрю убеждён, что на представителях вида Homo sapiens рано ставить крест, пусть многие тенденции (социальные, экономические, экологические) внушают художнику нешуточную тревогу за наше общее будущее.
.
__________
1 – Заметим мимоходом, что замысел вынашивался достаточно долго.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий