Вавилон / Babel (2006)
Полнометражный фильм (премия экуменического жюри Каннского МКФ, премии «Золотой глобус», «Давид ди Донателло», номинация на «Оскар» и «Сезар»).
Франция, США, Мексика.
Продолжительность 143 минуты.
Режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту (награда Каннского МКФ, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Автор сценария Гильермо Арриага (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») на основе идеи Гильермо Арраги и Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Композитор Густаво Сантаолалья (премия «Оскар», номинации на «Золотой глобус» и «Грэмми»).
Оператор Родриго Прието.
На премию «Оскар» также номинировались Дуглас Крайс, Стивен Миррионе (монтаж).
Технический гран-при Каннского МКФ получил Стивен Миррионе (монтаж).
Жанр: драма
Краткое содержание
Отправляя отпрысков Юсефа (Бубкер Айт Эль Каид) и Ахмеда (Саид Тарчани) пасти коз с винтовкой, купленной, чтобы отпугивать шакалов, Абдулла (Мустафа Рашиди) не мог и представить, что братья вздумают проверять дальнобойность оружия, стреляя по автобусу с туристами. В результате американка Сьюзан Джонс (Кейт Бланшетт) получает серьёзное ранение, и её мужу Ричарду (Брэд Питт, номинация на «Золотой глобус») предстоит пережить немало тревожных минут… А тем временем оставленная супругами няня Амелия Эрнандес (Адриана Барраса, номинация на «Оскар») без разрешения берёт их детей Дебби (Эль Фэннинг) и Майка (Натан Гэмбл) в Мексику, на свадьбу сына. Кроме того, японская полиция получает просьбу проверить, действительно ли Ясудзиро Ватая (Кодзи Якусё) подарил Winchester Model 70 пожилому Хассану (Адбелкадер Бара), своему гиду во время путешествия по Марокко.
Также в ролях: Ринко Кикути (Тиэко Ватая, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Гаэль Гарсиа Берналь (Сантьяго), Майкл Пенья (офицер Джон), Мохамед Ахзам (Анвар), Питер Райт (Том), Харриет Уолтер (Лилли), Тревор Мартин (Дуглас), Алекс Дженнингс (Кен Клиффорд).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.10.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Случайно ли Алехандро Гонсалес Иньярриту и Гильермо Арриага1, говоря о Вавилоне, озаглавили свой фильм Babel, а не Babylon? Разумеется, нет! Согласно современным представлениям, Babylon – термин прежде всего исторический и географический: так назывался древний город в Месопотамии, являвшийся столицей Вавилонии. В то время как Babel (с заглавной буквы) зачастую используется в качестве синонима выражения «the Tower of Babel», т.е. ‘Вавилонская башня’, и, следовательно, рождает устойчивые ассоциации с притчей из Ветхого Завета. Кроме того, понятие «babel» (со строчной буквы) в самой Библии употребляется в значениях ‘вавилонское столпотворение’ и ‘смешение языков’. И, наконец, в английском слово имеет ряд иных (не связанных с религией напрямую) смысловых оттенков: ‘неразбериха’, ‘путаница’, ‘суета’, ‘постройка огромных размеров’, а также ‘неосуществимый замысел, план’. Всё это представляется чрезвычайно важным для понимания фильма, который, на мой взгляд, стал лучшим для прославленного творческого тандема из трёх их полнометражных картин.
На 101-м году после всемирного потопа люди, дотоле легко понимавшие речь друг друга, настолько уверовали в своё могущество, что решили возвести башню высотой до небес. Однако Бог ниспослал наказание, смешав языки и рассеяв их по всей земле. Так гласит предание. Но и спустя столетия и тысячелетия человечество, вопреки громогласно заявленной глобализации, ничуть не приблизилось к состоянию первоначальной гармонии. Три разные части света: Африка, Азия, Америка. Жизнь в каждой из них обитателям иных мест по-прежнему кажется непостижимой, словно протекающей на другой планете. Лишь мимоходом замечаешь, с какой лёгкостью Иньярриту и его постоянный оператор Родриго Прието погружаются (и погружают зрителя) в атмосферу чуждых, казалось бы, культур. В «Вавилоне» с равной убедительностью показано всё. И неприютные горы и долины Марокко. И ультрасовременный по дизайну японский мегаполис. И колоритные, выжженные солнцем мексиканские селения, столь непохожие на американскую субурбию, раскинувшуюся совсем рядом – в штате Калифорния, что расположен сразу за государственной границей. Дело не только в точности деталей быта, что для режиссёра такого уровня само собой разумеется. На протяжении сеанса не покидает ощущение, что в каждом конкретном случае ухвачена суть условий человеческого существования. Существования в родных, знакомых с раннего детства реалиях, которое тем не менее не вызывает никаких эмоций, кроме печали и боли. Авторы очень чутко высвечивают внутренние, глубинные трагедии своих персонажей, которые всем прочим не просто далеки и непонятны. Зачастую эти «прочие», погружённые в собственные дрязги, не догадываются о наличии и даже возможности возникновения схожих проблем у других людей! Что подвигло юных отпрысков марокканского пастуха начать беспорядочную пальбу по автобусу с туристами? Каково Ричарду и Сьюзан, попавшим в опасную ситуацию? Какие чувства владеют Амелией в предвкушении встречи с родными? А что ощущают оказавшиеся в новой обстановке дети, за которыми она должна присматривать? И как тяжело приходится Тиэко, близко к сердцу принявшей рядовую и, казалось бы, преходящую сложность?.. Слова и не нужны: знание иностранных языков не гарантирует установления подлинного, душевного контакта. Да и притчи, в том числе библейские, не следует понимать буквально. Но тогда в чём же причина?
«Если хочешь быть понятым… Слушай» – этот, исполненный мудрости совет авторы поместили в качестве рекламного слогана. Лишь готовность к приятию чужой боли, к со-переживанию и со-чувствию, создаёт предпосылки для устранения непонимания как при межличностном общении, так и в пресловутом диалоге культур и цивилизаций. Эта мысль пронзительно звучала и в предшествующих работах Иньярриту и Арриаги: «Сука любовь» /2000/ и «21 грамм» /2003/. Но столь же тонко и безупречно выражена, пожалуй, ещё не была. А главное, впервые приобрела общечеловеческое звучание, содействуя благородному делу сближения людей, невзирая на любые внешние различия. И, конечно, «Вавилон» представляется произведением, наиболее совершенным из трёх с точки зрения формы. В качестве дальней (и косвенной) предтечи фильма не случайно называется классический вестерн «Винчестер 73» /1950/ Энтони Манна. Однако разница заключается в том, что теперь злополучный карабин оказывается не столько полновесным «участником» трагичных событий, сколько – их катализатором. Иньярриту и Арриага не сводят всё к казусу, любопытному стечению обстоятельств. За их утончённым, всё более и более утончённым оперированием экранными пространством и временем с очевидностью просматривается стремление постичь действие некоего универсального, вселенского закона. В библейской традиции – воли Всевышнего. Развёртывание сюжета – сюжетов? – не является ни по-гриффитовски синхронным (параллельным), ни последовательным. В «Вавилоне» чуть изменено (расширено) привычное восприятие категории времени, которая в данном случае лишена своего фундаментального свойства – необратимости. Но и то обстоятельство, что события основательно разнесены в пространстве, не сигнализирует о разделённости и взаимной непроницаемости миров. На самом деле всё взаимосвязано – если не по факту, то вероятностно (как возможность). Фильм сложен и решительно не укладывается в рамки коммерческого кинематографа, хотя участие таких «звёзд», как Брэд Питт и Кейт Бланшетт и способствовало2 возврату вложенных средств. Но стоит лишь внять совету кинематографистов и постараться прислушаться к тому, что они хотят донести, как лента покажется простой и ясной. Такой, какой и должна быть притча.
.
__________
1 – Они оба значатся в титрах авторами идеи, хотя сценарий Арриага написал самостоятельно.
2 – При бюджете $25 млн. общемировые кассовые сборы составили $135,3 млн.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий