Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Курсовая «Ведьма из Блэр» (вариант перевода названия), «Курсовая «Чёрные холмы» / «Курсовая «Блэк Хиллс» / «The Black Hills Project» (рабочее название), «Кассеты с ведьмой из Блэр» / «The Blair Witch Tapes» (рабочее название).
США.
Продолжительность 81 минута (специальное издание – 88 минут).
Режиссёры Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес (награда молодёжной секции Каннского МКФ).
Авторы сценария Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес, автор дополнительных материалов Аманда Донахью (без указания в титрах).
Композитор Антонио Кора.
Оператор Нил Фредерикс.
Жанр: фильм ужасов
Краткое содержание
В октябре 1994-го студенты киношколы Хэзер Донахью (Хэзер Донахью), Майкл К. Уильямс (Майкл К. Уильямс) и Джошуа Леонард (Джошуа Леонард) приезжают в расположенный в штате Мэриленд городок Бёркиттсвилль, когда-то называвшийся Блэр. Они намереваются снять документальный фильм, посвящённый местной легенде о ведьме, для чего, взяв интервью у нескольких жителей населённого пункта, отправляются в лес — в места, связанные с трагическими событиями. Хэзер, Майкла и Джошуа ждёт неприятный сюрприз…
Также в ролях: Боб Гриффин (рыболов), Джим Кинг (интервьюируемый), Сандра Санчес (официантка), Эд Суонсон (рыболов в очках), Патриция ДеКу (Мэри Браун), Марк Мейсон (человек в жёлтой шляпе), Джеки Хэллекс (женщина с ребёнком, дающая интервью).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.07.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первая постановка Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса вошла в историю хоррора и даже попала в Книгу рекордов Гиннеса, оказавшись наиболее успешной по соотношению бюджета1 и кассовых сборов. Это породило массу пересудов на предмет того, как авторам (или сотрудникам дистрибьютора Artisan Entertainment?) удалось заинтриговать многомиллионную аудиторию, введя доверчивую общественность в заблуждение в ходе широкомасштабной кампании. Для начала были сбиты с толку непрофессиональные исполнители, искренне, как позднее уверяли, верившие во время съёмок, что легенды о таинственной Ведьме из Блэр на самом деле ходили в Бёркиттсвилле. Затем проглотили наживку журналисты и потенциальные зрители, в первую очередь – завсегдатаи Интернета, где, на специально открытом сайте, торжественно освещались детали того, где и как обнаружены записи и сколько времени осталось до обнародования материала… Одним словом, виртуальная реальность в своём ярчайшем проявлении! Говорят, многие продолжают верить в подлинность истории и после того, как создатели во всём честно признались, поместив в заключительные титры традиционное уведомление (экранные перипетии полностью вымышлены, совпадения случайны и непреднамеренны). Это, кстати, дало повод нашему соотечественнику Андрею Шальопе (в любопытном дебюте «Поймать ведьму» /2008/) поглумиться над людской доверчивостью.
Разумеется, замысел родился не на пустом месте. Ещё Тоубу Хуперу удалось с пугающей аутентичностью воспроизвести «техасскую резню бензопилой», спровоцировав возникновение городской легенды о том, что аналогичное происшествие имело место в действительности. А итальянец Руджеро Деодато, у которого коллеги из-за океана откровенно позаимствовали идею, был вынужден в суде (!) доказывать, что и самые натуралистичные кадры «Ада каннибалов» /1980/ являются постановочными. Кроме того, режиссёры, сценаристы и монтажёры в одном лице не скрывали2, что вдохновлялись немым шедевром «Ведьмы» /1922/ Беньямина Кристенсена, предпринявшего грандиозную попытку исследования феномена ведовства на стыке документального и игрового кинематографа. Мирик и Санчес, впрочем, пошли дальше, оказавшись в опасной близости от эстетики mockumentary – насмешливой (насмешливой!) стилизации под кинохронику или видеосъёмку событий участниками. Не могу осуждать их (кстати, впоследствии себе особо не проявивших) бесчисленных коллег, справедливо рассудивших, что лента послужит прекрасным объектом пародии.
Картина, что и говорить, производит несравненно более мощный эффект, если на протяжении сеанса верить (как минимум, допускать такую вероятность) в то, что мы стали свидетелями последних дней жизни трёх человек, столкнувшихся с таинственным и зловещим паранормальным феноменом. Последователям Мирика и Санчеса, задавшим устойчивую моду на соответствующие произведения (положенный в основу кинодраматургический приём получил название «found footage», то есть ‘найденная плёнка’), будет сложнее добиться убедительности своих фикций. Чередование кадров, снятых (частично актёрами-персонажами, частично оператором Нилом Фредериксом) на 16-миллиметровую киноплёнку и на видеокассеты, чередование дрожащего цветного и чёрно-белого изображения здесь не кажется главным. Режиссёры, сценаристы и монтажёры в одном лице прозорливо угадали, что залогом иллюзии присутствия сверхъестественного (в непосредственной близости, в непроглядной ночной тьме, за стенками поставленной на ночь палатки) станет намеренная недоговорённость. Грубо говоря, воображение зрителей, могущих (вслед за Хэзер, Майклом и Джошуа) лишь догадываться, откуда взялись странные фигурки из камней и хвороста и кто подкинул отвратительный свёрток с окровавленными зубами и волосами, само дорисует ужасающую картину… Ничто не пугает так, как неизвестность, в конечном итоге – заставляющая отказаться от наивных представлений («очень трудно потеряться в Америке в наши дни», как поначалу убеждена девушка) о том, что окружающий мир прост, скучен, хорошо изучен. Мелькающие крупные планы лица в оборванном, принципиально не прояснённом финале – пугающий образ смерти, приближающейся из пустоты.
.
__________
1 – Правда, исходные производственные затраты ($20-22 тыс.) в итоге возросли до $500-750 тыс., но коммерческий результат всё равно впечатляет – $248,6 млн.!
2 – Свидетельством тому служит хотя бы название кинокомпании, Haxan Films.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий