Великая стена / The Great Wall (2016)
Другое название: «Великая стена» / «La grande muraille» (Канада: название на французском языке).
США, Китай, Гонконг, Австралия, Канада.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Чжан Имоу.
Авторы сценария Карло Бернард, Дуг Майро, Тони Гилрой по сюжету Макса Брукса, Эдварда Цвика, Маршалла Херсковица.
Композитор Рамин Джавади.
Операторы Стюарт Драйбёрг, Сяодин Чжао.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, триллер
Краткое содержание
Уильям Гэрин (Мэтт Дэймон) и Перо Товар (Педро Паскаль) оказались единственными из отряда европейских наёмников, прибывших в Китай времён правления императора Жэнь-цзуна в поисках чёрного пороха, которые сумели уцелеть. Спасаясь, они сдаются в плен гарнизону Великой стены. Чужестранцы с изумлением узнают, что члены Безымянного ордена под командованием Генерала Шао (Ханью Чжан) и советника Вана (Энди Лау) раз за разом отражают атаки Таоте — злобных монстров, появляющихся каждые шестьдесят лет.
Также в ролях: Тян Цзин (командир Линь Мэй), Уиллем Дефо (сэр Баллард), Хан Лу (Пэн Ён), Кенни Лин (командир Чэн), Эдди Пэн (командир Ву), Хуан Хань (командир Дэн), Райан Чжэн (Шэн), Карри Ван (император).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.06.2020
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Проект в значительной степени спасло то обстоятельство, что удалось не просто заручиться поддержкой китайских (как из КНР, так и из Гонконга) кинематографистов, но прежде всего – заинтересовать Чжана Имоу, по-прежнему остающегося, пожалуй, лучшим режиссёром среди соотечественников. Нетрудно представить себе, что было бы, если б постановку осуществил заокеанский мастер – хотя бы и уровня Эдварда Цвика (между прочим, причастного к сочинению сюжета). Скорее всего, увидел бы свет очередной голливудский блокбастер, с уклоном в экзотику вместо искренней попытки осмысления древней культуры Востока… Конечно, и в том виде, в каком «Великая стена» оказалась в итоге снята (так сказать, возведена), авторам не удалось обойтись без художественных компромиссов. Это всё-таки не «Герой» /2002/, не «Дом летающих кинжалов» /2004/ (про сравнение с шедевром «Красный гаолян» /1988/ можно и не заикаться!), в которых Чжан принципиально не подстраивался под чужие стереотипы. Огромный (рекордный для крупнейшей страны мира) производственный бюджет в размере $150 млн. позволил выстроить роскошные декорации, а в первую очередь – прибегнуть к дорогостоящей компьютерной графике, сделавшей вполне достоверным противостояние зловещим Таоте. Но прежнего, поражавшего воображение и захватывавшего дух эпического дыхания Имоу воссоздать всё-таки не удалось… Не исключено, что в том и кроется причина менее впечатляющих1, чем ожидалось, кассовых сборов.
Впрочем, «Великая стена» оказалась важной для создателей в другом отношении. Как и в «Мече дракона» /2015/, в фильме достаточно аккуратно проводится мысль о необходимости, скажем так, откреститься от взаимных предубеждений – иначе человечество погрязнет в нескончаемых распрях вместо того, чтобы бороться с монстрами (решать общие задачи). При этом Гэрин, несмотря на уникальные навыки стрельбы из лука и незаурядные личные качества, поневоле начинает чувствовать ограниченность, даже примитивность собственных воззрений на жизнь. Наёмник, привыкший существовать в условиях, когда каждый за себя и не существует ничего стоящего, кроме персональной выгоды, знакомится с теми, кто ставит превыше всего долг, честь, доблесть. Именно под влиянием Линь Мэй, не понимающей, зачем разменивать жизнь на мелочные устремления (вместо по-настоящему великой цели – беззаветного служения отчизне, народу, а в конечном счёте всему человечеству), он постепенно меняется к лучшему. В какой-то момент другие чужеземцы, испанец Товар и сэр Баллард, не отступившиеся от намерения украсть чёрный порох (прорывная технология по меркам эпохи), даже сочтут это актом предательства… Однако здесь существеннее, что принципиальная возможность объединить усилия со, скажем так, лучшими представителями Запада (такими, как Уильям) – остаётся. В известном смысле поведанная Чжаном Имоу история воспринимается не просто символичной – на удивление созвучной текущему положению вещей. Всё чаще раздаются мнения, что здоровым силам, оставшимся на Земле, примерно так и придётся противостоять нечисти, порождённой противоречиями агонизирующего капиталистического мироустройства2 – и грозящей погрузить во тьму всю планету.
.
__________
1 – Всего – порядка $334,9 млн., причём на североамериканский кинопрокат пришлось лишь $45,5 млн.
2 – В диалогах упоминается, что в появлении Таоте виновна непомерная жадность императора, правившего двадцать веков тому назад.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий