Викинг / Viking (2016)

Викинг / Viking (2016)Полнометражный фильм.

Другие названия: «Викинг» / «The Viking» (международное англоязычное название).

Россия.

Продолжительность 133 минуты.

Режиссёр Андрей Кравчук.

Авторы сценария Андрей Кравчук, Андрей Рубанов при участии Виктора Смирнова.

Композитор Игорь Матвиенко.

Оператор Игорь Гринякин.

Жанр: фильм действия, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Последняя четверть X века нашей эры. Ссора, вспыхнувшая между великим князем киевским Ярополком Святославичем (Александр Устюгов) и Олегом Святославичем (Кирилл Плетнёв), правящим древлянами, приводит к гибели последнего. Согласно обычаю, обязанность отомстить за смерть брата ложится на новгородского князя Владимира Святославича (Данила Козловский)… Прежде чем отправиться походом на стольный град, он овладевает Полоцком, насильно взяв в жёны Рогнеду (Александра Бортич), дочь Рогволода (Андрей Смоляков). Кто из сыновей Святослава Игоревича одержит верх в кровавом противостоянии?

Также в ролях: Светлана Ходченкова (Ирина), Максим Суханов (Свенельд), Ростислав Бершауэр (Блуд), Вилен Бабичев (викинг Хевдинга), Николай Козак (Лют), Игорь Петренко (Варяжко), Владимир Епифанцев (Фёдор), Иван Шмаков (Иоанн), Павел Делонг (Анастас), Антон Адасинский (волхв), Юлия Писаренко (язычница), Алексей Демидов (Самоха), Александр Лобанов (Путята), Жайдарбек Кунгужинов (сотник печенегов), Йоаким Наттерквист (Хевдинг), Харальд Розенстрем (Эйнар), Александр Армер (Ульвар), Олег Доброван (Вальгард), Джон ДеСантис (берсерк).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.08.2024

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Русский викинг
Викинг / Viking (2016)

Ретроспективно представляется ещё очевиднее, что даже в «Итальянце» /2005/, остающемся лучшим произведением в активе Андрея Кравчука, режиссёр, взявшийся бичевать уродливые социальные явления современной России, не обошёлся без некоторого смягчения острого материала. Дальнейший творческий путь подтвердил, что это не было случайностью или минутной слабостью кинематографиста. Разве оказался бы он иначе допущен в ограниченный круг творцов, нацеленных на формирование идеологии нашего государства де-факто, раз уж де-юре (пункт 2 статьи 13 Конституции РФ) введён соответствующий запрет?.. «Адмиралъ» /2008/ получился ещё сравнительно удачным, особенно с поправкой на сложности создания отечественного аналога Большого Голливудского Стиля, пусть трактовка ряда исторических фактов и представлялась сомнительной. О тщательности разработки «Викинга» свидетельствуют не только длительный срок и затраченная на производство астрономическая сумма RUR1,25 млрд. Нисколько не сомневаюсь в искренности продюсеров Константина Эрнста и Андрея Максимова, которым потребовалось вложить весь свой профессиональный и личный авторитет, по максимуму задействовать организационные и финансовые возможности, чтобы реализовать амбициозный замысел.

Викинг / Viking (2016)
Сложный выбор

Справедливости ради нельзя не признать, что картина стала громким событием, хотя и уступила по кассовым сборам1 нескольким голливудским блокбастерам во главе с CGI-мультфильмом «Зверополис» /2016/. Мало того, с чисто маркетинговой точки зрения принесло ощутимую пользу вступление в дискуссию с учёными и церковнослужителями, отозвавшимися о картине в положительном ключе (кто-то – восторженно), идейных оппонентов, указавших на вольности, логические натяжки, наконец, на невысокий художественный уровень. На самом-то деле столь напряжённые полемики, перекидывающиеся на публику, рождаются вовсе не из-за расхождений с актуальными положениями исторической науки, а банально по причине несоответствия подспудным чаяниям народа. И Колчак-то, выступающий с пламенной речью на фоне американского флага, вызывал сочувствие, мягко говоря, не у всех. Попытка же навязать образ будущего великого князя киевского, предложенный Кравчуком и актёром Данилой Козловским, натолкнулась на ещё более серьёзное отторжение. Прикрыться словами о желании познакомить широкие массы с содержанием «Повести временных лет» здесь, увы, не получится.

Викинг / Viking (2016)
Романтический момент

Жёсткость и даже демонстративная жестокость многих эпизодов плохи не сами по себе. Вот, допустим, в «Центурионе» /2010/ или в «Железном рыцаре» /2011/ натуралистичные подробности представляются оправданными – помогают точнее обрисовать те, отчаянно преодолеваемые обстоятельства, в каких формируется (и трансформируется) человек. Зрелищность батальных сцен не спасает от ощущения, что всё в «Викинге» (начиная с названия!) нелепо, сделано наспех и невпопад. Видимо, имеется в виду выступающий рассказчиком-повествователем воевода Свенельд, а не сам Владимир Святославович, явно не наделённый нордическим характером и не обладающий практически никаким влиянием на наёмников с севера… Логика сменяющих друг друга событий поддаётся расшифровке не без труда. И, разумеется, грязь, грязь и слякоть, сплошная грязь. Грязь окружающего мира, подчёркнутая унылой цветовой палитрой, выступает, надо полагать, отражением скверны в сознании русичей, с готовностью совершающих неблаговидные, зачастую изуверские поступки, погрязнув в кровавых междоусобицах и противостоя натиску не менее варварских инородных племён. Худшее же заключается в том, что совершенно невразумительно показано радикальное внутреннее преображение Владимира, как артист ни пытается передать моральные терзания персонажа, казнящего себя за совершённые грехи: от кражи в детстве игрушечного кораблика до братоубийства. Скептик Свенельд заявляет, что не поверит библейской истине об отсутствии смерти, пока не увидит собственными глазами того, кто, погибнув, вернётся к жизни. Вот и процесс принятия христианства по греческому обряду самим великим князем, покаявшимся и внявшим-де речам Анастаса, прибегнувшего к метафоре с очищающим воду-душу огнём, выглядит неубедительно до наивности. Не говоря уже про безликий, безвольный простой люд, почему-то вмиг позабывший про нелепых волхвов, зорко следивших за поклонением языческим богам, и ринувшийся на крещение в Днепре… Схема настолько выпирает из драматургической ткани фильма, что кажется издевательством над здравым смыслом. Лучше уж, право, предпочесть бесхитростность анимационного «Князя Владимира» /2005/, тоже далеко не шедевра.

.

__________
1 – Ряд аналитиков справедливо отметили недостаточность суммы в RUR1,5 млрд. для покрытия озвученной величины затрат.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+