Вий / Вiй / Viy (2014)

Вий / Вiй / Viy (2014): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Вий. Возвращение» / «Viy. The Return», «Вий 3D» / «Viy 3D», «Запретная империя» / «Forbidden Empire», «Вий: дух зла» / «Viy: Spirit of Evil», «Запретное царство» / «Forbidden Kingdom» (международные англоязычные названия).

Россия, Украина, Чехия.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Олег Степченко.

Авторы сценария Олег Степченко, Александр Карпов по мотивам произведения Николая Гоголя.

Композитор Антон Гарсия.

Операторы Владимир Смутны, Ярослав Пилунский.

Номинация на премию «Золотой орёл» за лучший монтаж.

Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия, детектив, триллер

Краткое содержание
Спасаясь от гнева лорда Дадли (Чарльз Дэнс, озв. Александр Груздев), сурового отца своей возлюбленной (Анна Чурина), картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) отправляется на восток — исследовать малоизученные земли. Проехав Трансильванию и Карпатские горы, учёный добирается до хутора, затерянного в лесах Малороссии. Здесь у него случается неприятность: поломка кареты, построенной с учётом новейших достижений в инженерном деле. Джонатан волей-неволей вынужден задержаться в селении, где, как вскоре узнаёт, творятся престранные вещи.

Также в ролях: Алексей Чадов (Петрусь), Агния Дитковските (Настуся), Юрий Цурило (пан Сотник), Андрей Смоляков (отец Паисий), Ольга Зайцева (панночка-ведьма), Алексей Петрухин (Хома Брут), Валерий Золотухин (Явтух), Александр Карпов (Панас), Нина Русланова (жена Явтуха), Александр Яковлев (Оверко «Косой»), Игорь Жижикин (Дорош), Алексей Огурцов (Спирид), Анатолий Гущин (ритор Тиберий Горобец), Иван Моховиков (богослов Халява), Олег Тактаров (Грицко), Виктор Бычков (кузнец Тарас), Эмма Черна (бабка Ганна), Ёла Санько (дочь отца Паисия), Елизавета Ситалова (байстрючка), Руслан Устинов (Остап).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.10.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вий / Вiй / Viy (2014): кадр из фильма
Найдут правду

Если появление в кинотеатрах – уже после смерти Алексея Германа – фильма «Трудно быть богом» /2013/ оставило публику в целом равнодушной, то другой «долгострой» российской (точнее, российско-украинско-чешской) кинопромышленности оказался всё-таки успешным в коммерческом отношении. Резонно предположить, что солидные – порядка $39,5 млн.1 – кассовые сборы вкупе с последующими доходами (от показов по телевидению, продажи DVD-дисков и т.д.) с лихвой перекрыли бюджет, составивший, по разным оценкам, от $18,5 млн. до $26 млн. Но дело не только в этом. Проект, запущенный в производство ещё в 2005-м году, действительно стал неплохой демонстрацией возможностей окрепшей национальной киноиндустрии, и в данном отношении слова Джейсона Флеминга, заявившего, что в Голливуде на создание аналогичного зрелища потратили бы не меньше $200 млн., кажутся обоснованными. Не говоря уже о том, что на шумной маркетинговой кампании как таковой отдельные ушлые личности (вроде другого Олега – Фесенко, оперативно выпустившего бездарную «Ведьму» /2006/) с готовностью нагрели руки…

Вий / Вiй / Viy (2014): кадр из фильма
Панночка напугает любого

Разумеется, Олег Степченко не обошёлся (подобно многим удачливым коллегам) без апеллирования к советскому культурному наследию, благо что блестящую экранизацию одноимённой повести, осуществлённую Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым, в народе помнят не хуже, чем литературный оригинал. Кроме того, явно имело значение то обстоятельство, что повесть Николая Васильевича Гоголя достаточно хорошо известна за рубежом – и даже служила источником вдохновения кинематографистам из разных стран (Италии, Югославии, Республики Корея). Вместе с тем новый «Вий», известный и как «Вий 3D», представляет собой современную (не в смысле «осовремененную»), соответствующую текущим эстетическим и философским веяниям постмодернистского толка вариацию на сюжет бессмертной классики. Очевиднее всего (что моментально подметили многие) переклички с «Сонной лощиной» /1999/, но можно также вспомнить, например, «Ван Хельсинга» /2004/ или «Братьев Гримм» /2005/, авторы которых обращались с текстами первоисточников не менее вольно, чем Тим Бёртон. Степченко и Александр Карпов лишь оттолкнулись от памятных всем коллизий, которые, признаться, оставляли массу вопросов без ответов. Вот к этим-то мучительным, будоражащим воображение загадкам они и обратились.

Вий / Вiй / Viy (2014): кадр из фильма
Кому служит?

Во избежание кривотолков следует сразу же оговориться: знакомство иноземного гостя с Вием состоялось, причём демон с простирающимися до самой земли веками, чей взгляд простой смертный выдержать не в состоянии, явился в окружении столь же мерзких подручных. Даже сам Джонатан, последовательный приверженец рационалистического мышления, чуть ли не предтеча позитивистов, поначалу склонен принять встречу со сверхъестественными существами за чистую монету, а не отнести на действие горилки!.. Возможно, тайное так и не стало бы явным, заезжий учёный отправился бы дальше, а жители хутора на протяжении долгих лет продолжали бы пугать друг друга историей панночки и несчастного философа, если б властолюбие, алчность и другие человеческие, слишком человеческие качества не раскрылись во всей красе. На поверку подтверждается тезис, что как божественное, так дьявольское начала берут исток в людских душах – воистину потёмках. Повествование может показаться несколько затянутым, хотя лично мне понятно желание сценаристов не только поразить зрителя изощрённой интригой, но и по максимуму насытить действо эффектными и динамичными эпизодами. Однако развязка одаривает «приятным» сюрпризом, позволяя мистеру Грину воочию убедиться, что на этих, по первому впечатлению представлявшихся экзотическими, а то и вовсе отсталыми, землях – царят вполне «передовые» порядки. Виновник трагедии (не станем разглашать его имя) в порыве откровения признаётся, что имел возможность изнутри изучить европейские устои – и что теперь готов к внедрению самоновейших методов манипуляции общественным сознанием, позволяющих держать толпу в страхе и послушании. В финальных кадрах содержится прозрачный намёк на то, что следующей остановкой англичанина станет Москва, однако по здравом размышлении режиссёр устремил взор гораздо дальше Златоглавой – в Китай.

.

__________
1 – Предметом особой гордости продюсеров стал рекорд, установленный в национальном кинопрокате в премьерный уикенд.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+