Влюблённый Шекспир / Shakespeare in Love (1998)

Влюблённый Шекспир / Shakespeare in Love (1998): постер

Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 123 минуты.

Режиссёр Джон Мэдден (номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Марк Норман, Том Стоппард (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Композитор Стивен Уорбек (премия «Оскар»).

Оператор Ричард Гритекс (номинация на «Оскар»).

Также премии «Оскар» получили: Мартин Чайлдс, Джилл Квертьер (художники-постановщики), Сэнди Пауэлл (художник по костюмам).

Также на «Оскар» номинировались: Робин О’Донохью, Доминик Лестер, Питер Глоссоп (звук), Дэвид Гэмбл (монтаж), Лиза Уэсткотт, Вероника МакЭлир (грим).

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
1593-й год, Лондон. Уильям Шекспир (Джозеф Файнс) пообещал сочинить новую комедию под названием «Ромео и Этель, дочь пирата» Филиппу Хенслоу (Джеффри Раш, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), владельцу театра The Rose, но творческий процесс стопорится. Виола де Лессепс (Гвинет Пэлтроу, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), дочь состоятельных купцов, которой прочат брак с лордом Уэссексом (Колин Ферт), будучи без ума от театра, отваживается на дерзкий поступок — выдаёт себя за начинающего актёра, Томаса Кента. Именно ей достаётся главная мужская роль, а Уилл, успевший воспылать к Виоле высокими чувствами, просит юношу выступить посредником между автором и возлюбленной музой. Вдохновение к Шекспиру возвращается, и пьеса получает — с подачи другого драматурга, знаменитого Кристофера Марло (Руперт Эверетт, без указания в титрах) — новый сюжет и новое название, «Ромео и Джульетта». Да и долго ли продлится обман?

Также в ролях: Джуди Денч (королева Елизавета I, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), Бен Аффлек (Нед Эллейн), Саймон Кэллоу (Эдмунд Тилни), Джим Картер (Ральф Башфорд), Мартин Клунс (Ричард Бербейдж), Энтони Шер (доктор Мот), Имельда Стонтон (няня), Марк Уильямс (Уэбаш), Том Уилкинсон (Хью Фенниман), Стивен О’Доннелл (Ламберт), Тим МакМаллен (Фрис).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.12.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Влюблённый Шекспир / Shakespeare in Love (1998): кадр из фильма
Королева мудра

Действительно любопытно, что Марк Норман набросал первую версию сценария в конце 1980-х (то есть – приблизительно за десять лет до премьеры), и постановкой заинтересовался известный режиссёр Эдвард Цвик, которому, в частности, удалось заручиться согласием Джулии Робертс исполнить главную женскую роль. Однако реализация проекта затянулась настолько, что кинодраматург успел выступить соавтором другого, ещё более масштабного (и тоже – как бы исторического) фильма, «Остров Головорезов» /1995/, но в данном случае это пошло кинопроизведению на пользу. Именно Цвик, пусть в итоге оставивший за собой лишь функции одного из продюсеров, привлёк к сотрудничеству Тома Стоппарда, явно держа в уме его, возможно, самую признанную (и, к слову, блестяще экранизированную самостоятельно) пьесу. Но если «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – это трагедия Гамлета, увиденная (точнее, так толком и не увиденная) глазами второстепенных персонажей, то «Влюблённый Шекспир» представляет собой ещё более причудливое переплетение вымысла и реальности, классического текста и откровенной… «отсебятины», невозмутимо и с юмором вынесенной на суд почтенной публики.

Влюблённый Шекспир / Shakespeare in Love (1998): кадр из фильма
Писатель и муза

Лично на меня картина, признаться, не произвела сильного впечатления – невзирая на все восторги, шумный коммерческий успех1 и россыпь престижных наград, начиная с «Оскаров», которых (по крайней в главной категории) больше заслуживали другие номинанты2. Тем не менее, пересмотрев ленту по истечение значительного временного промежутка, всё же не могу не отдать должного изобретательности кинематографистов. Пожалуй, не слишком убедительны Джозеф Файнс и Гвинет Пэлтроу, всё-таки не сумевшие выдержать баланс – всецело отдавшиеся во власть опьяняющей романтики. Однако любовь бедного творца и дочери состоятельных торговцев, возвышенная, но заведомо обречённая (и не только по той причине, что он долго не решается поведать о собственном браке, а она – вскоре обвенчается с другим, знатным и очень ревнивым человеком), служит лишь отправной точкой. Завязкой в той пьесе, что складывается сама собой – как бы пишется на наших глазах реальностью, столь щедрой на дары, что и жалких осколков (оброненных кем-то фраз, стечения обстоятельств и т.д.) достаточно, чтобы сотворить шедевр, который сохранится в веках. Справедливости ради не могу не заметить, что периодически на сеансе закрадывается подозрение, что авторы стараются угодить зрителю, иллюстрируя, как именно та или иная идея посетила светлую голову гения, словно задались целью доказать абсолютную правоту приверженцев биографического метода в литературоведении. И одновременно – потешить самомнение тех, кто, слыша знакомые реплики, смутно припоминает школьную или университетскую программу, ощущая себя при этом проницательным шекспироведом. Искусство, конечно, отражает объективную действительность, но… чтобы так буквально?! Гораздо удачнее – намёки на забавные совпадения, мимоходом воспроизведённые на экране анекдоты. Так, лорд Уэссекс не ведает, что преследует совсем не того драматурга (причём Уилл с раздражением относится к славе собрата по перу, чьего влияния, положа руку на сердце, не осмелится отрицать). Юный проказник и доносчик Джон Уэбстер, оценивший только сцену самоубийства Джульетты, станет, когда вырастет, мастером «кровавой трагедии». Не говоря уже о том, что многим (допустим, сердобольной няне девушки) невдомёк, что именно они послужили прототипами действующих лиц истории, коей нет печальнее на свете. На память не может не прийти небезызвестное высказывание о том, что жизнь есть театр, а люди в нём – актёры, хотя Уильям, наверное, и сам не в силах в полной мере осознать грандиозность сделанного открытия. Эффект театра в театре (имеется в виду сцена мышеловки в «Гамлете», кстати, расширенная Стоппардом специально для Розенкранца с Гильдестерном), когда-то помогший обитателям Старого Света трансформироваться в современных европейцев, стал системообразующим элементом общества спектакля, спектакля без завязки и развязки, более не нуждающегося в рампе. Казалось бы, истина торжествует в тот момент, когда Виола (в нарушение принятых законов!) вызывается исполнить роль Джульетты вместо отрока, у которого, по досадному совпадению, начал ломаться голос, а образ Ромео воплощает сам Шекспир, и они признаются друг другу в подлинных чувствах. Но… если даже королева (пусть из лучших побуждений) включается в игру, непререкаемым авторитетом монархини подтверждая, что на сценических подмостках блистал мастер Кент, куда уж дальше?.. Дальше – не тишина, но продолжение творческого процесса, принёсшего новое талантливое произведение, комедию «Двенадцатая ночь».

.

__________
1 – Бюджет в $25 млн. оказался, к радости руководства Miramax, четырёхкратно перекрыт только в национальном прокате, а общие кассовые сборы составили $289,3 млн.
2 – Включая «Елизавету» /1998/, где, по иронии судьбы, Джозеф Файнс воплотил образ Роберта Дадли, Джеффри Раш – сэра Фрэнсиса Уолсингема.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+