Военно-полевой госпиталь / MASH (1970)

Царапкина Татьяна. Дональд Сазерленд: Казанова – отец Атоса // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 31. – С. 14-17.

ЛИЦО В КАДРЕ

Продолжая традиции знаменитых голливудских актерских династий (вспомним Генри Фонду и его талантливых детей Джейн u Питера или Керка и Майкла Дугласов ), на американском кинонебосклоне прочное место заняли Дональд Сазерлeнд, продолжающий оставаться в зените своей славы, и светило еще только восходящее, по уже замеченное публикой его сын Кифер.

ДОНАЛЬД САЗЕРЛЕНД: КАЗАНОВА – ОТЕЦ АТОСА

В прошлом году исполнилось тридцать лет с тех пор, как Дональд Сазерленд впервые появился на экране в фильме ужасов «Замок живых мертвецов» (1964) Люча-но Риччи. Первые роли этого высокого, худого, с крайне оригинальным лицом, экстравагантного актера были обусловлены его необычной внешностью. После дебюта он с присущей ему артистичностью и чувством жанра создал еще несколько жутких, патологических образов, находящихся на грани вымысла и реальности – «Дом ужасов доктора Террора» (1964) Фредди Френсиса, «Фанатик» (1966) Сильвио Нариццано, снятый по увлекательному роману «Кошмар» Энн Бейлисдел, и другие.

Дональд – выходец из Канады. Он родился 17 июля 1934 года в городке Сент-Джон (провинция Нью-Брансуик). Учился в торонтском университете. Увлекался театром, которому остался верен, несмотря на успешную карьеру в кино. Сначала участвовал в спектаклях любительской труппы, а в 56-м, решив получить серьезное образование, уехал в Великобританию. Здесь он поступил в Королевскую академию драматического искусства, играл в нескольких провинциальных театрах, на телевидении, а затем и на лондонской сцене. Уже будучи голливудским актером, Сазерленд выступал на Бродвее, в частности, в 1982 году успешно сыграл в спектакле «Лолита» по роману В.Набокова. Мировая известность пришла к Сазерленду с ролью сержанта Хакки Пирса в картине Роберта Олтмана «M.A.S.H.» (аббревиатура означает в переводе «Передвижной военный госпиталь», 1970). Сценарий этой «черной» комедии, состоящей из остроумных диалогов, скетчей и импровизаций, в центре которой проделки трех друзей-хирургов, дал возможность актеру проявить основную черту своего дарования – искрометное комическое мастерство, сочетающееся с талантом передавать одновременно и драматический подтекст роли. В гротесковой манере Сазерленд развенчивал миф о «бравом» солдате, вынужденном вести войну без идеалов. В его исполнении были и эпатаж, граничащий со скандалом, и смех на грани истерики. Фильм получил главный приз на международном кинофестивале в Канне-70.

А через два года актер приковывает внимание публики лирической ролью частного сыщика в «Клюте» А.Пакулы. Герой Сазерленда приезжает в Нью-Йорк в поисках своего исчезнувшего друга и здесь неожиданно влюбляется в «девушку по вызову» (Джейн Фонда), которой угрожает убийца-психопат. Благодаря этому великолепному актерскому дуэту лента, первоначально задуманная как динамичный триллер, стала похожа по жанру на психологическую драму. Больше всего Сазерленда здесь увлекло исследование чувств своего персонажа, не избалованного судьбой, одинокого и неустроенного.

Интерес к внутреннему миру героя, к болезненным проявлениям его психики явственно прозвучал в интерпретации Сазерлендом образа Джона Бакстера в картине «А теперь

14

не смотри» (1973) Н.Роуга, снятой по рассказу Дафны Дюморье «Страшное потрясение в декабре в Венеции». Бакстер постоянно находится во власти страха, навеянного навязчиво преследующей его мыслью о смерти. Актер великолепно передает нарастающее, близкое к помешательству смятение истероида, не могущего отличить реальность от собственного вымысла.

В снятом в духе «ретро» фильме о жизни и нравах Голливуда 30-х «День Саранчи» (1975) Дж. Шлезингера, Гомер в исполнении Сазерленда – типичный антигерой. Актер представляет его этаким «человеком в футляре», в судьбу которого врывается несчастье в облике снедаемой низменными страстями девушки из массовки. Ослепленный внезапно нахлынувшей на него любовью, чудовищно стеснительный, неловко сжимающий свои нелепо длинные руки, Гомер выглядит большим ребенком, беспомощным и глупым, в донкихотской доверчивости к тому жестокому и пошлому миру, которому он так радушно открыл дверь своего дома. Сазерленд раскрывает в финале, как страшна может быть ярость внезапно прозревшего и увидевшего себя на краю пропасти человека.

В своих ролях, а их у Дональда Сазерленда более шестидесяти, актер охотно меняет амплуа. Его фашист Аттила в «Двадцатом веке» (1976) Б. Бертолуччи предстает как теоретик и практик жестокости, символ черного тоталитаризма, нависшего над Европой. И в том же году Сазерленд создает абсолютно противоположный характер – Казанову в одноименной ленте Ф.Феллини, оригинально, вопреки устоявшейся литературной традиции трактующий легендарную личность. Сазерленд на-

16

шел свой ключ к пониманию противоречивой и до конца не разгаданной фигуры знаменитого венецианца. У актера это трагический персонаж, как бы вынужденно играющий навязанную ему роль неутомимого любовника и наивно полагающий, что всеобщую известность ему принесли научные труды, а не амурные похождения.

Эта роль, как, впрочем, и некоторые другие работы Сазерленда, порой воспринимается неоднозначно. Часто его самобытный талант в силу своей неординарности вызывает споры, что, впрочем, только способствует популярности актера. Его продолжают снимать лучшие режиссеры мира. Например, в 1991 году Вернер Херцог пригласил Сазерленда в фильм (впоследствии получивший приз на фестивале в Венеции) «Крик камня» по воспоминаниям альпиниста Рейнхольда Месснера.

Образы, созданные Сазерлендом в начале 90-х – это мужественные и способные на гуманные, самоотверженные поступки люди. Таков таинственный доктор в классической мелодраме с восточным ароматом «Бетьюн: сотворение героя» Ф.Борсоса или отважный покоритель огня в «Обратной тяге» (1991) Рона Хоуарда. Однако актер не разлюбил и парадоксальные, необычные роли. Тому доказательством сатирическая экранизация пьесы Джона Тара «Шесть степеней различий» (1993) Фреда Скепси или «Эпидемия». Таков путь Сазерленда-отца. Что же касается сына (Кифер родился в Лондоне в 1967 году), то наибольшую известность ему принесли «Коматозники» (1990) Джоэла Шумахера, где он выступил партнером Джулии Робертс, о романе с которой после выхода фильма на экраны много писала пресса. Роль врача, решившего на себе ставить рискованные опыты с целью приподнять завесу над потусторонним, актеру удалась. Собранный, сосредоточенный, в этой фантастической, оставляющей жуткое чувство картине, Кифер проявил умение передавать сложные, мистические, подчас пугающие переживания.

Затем была главная роль в «Статье 99» (1991) Хоуарда Дейча, сделанной в несколько юмористическом ключе, хотя речь в ней шла о крайне серьезной и грустной теме – милосердии к ветеранам вьетнамской войны. И хотя создатели подходят с иронией к излагаемому материалу, фильм вызвал широкий резонанс и даже помог увеличить сбор средств для инвалидов.

Кифер снимается много: последние пять лет каждый год с его участием выходят на экраны новые картины. Молодой актер не «потерялся» в обойме голливудских знаменитостей Джека Николсона, Тома Круза и Деми Мур в фильме «Несколько хороших парней» (1992) Роба Райнера, приоткрывшей занавес над американской военной юридической системой. С интересом, всегда сопутствующим новым экранизациям бессмертных «Трех мушкетеров», была встречена публикой и седьмая голливудская (Стивена Херека) версия этого произведения, вышедшая в 1993 году, в которой Кифер выступил в роли Атоса. Один из последних фильмов с участием молодого Сазерленда – «Путь ковбоев» (есть и другие переводы – «Ковбойским способом», «Как поступают ковбои», 1994) Грега Чэмпиона. Это рассказ о том, как два друга (Кифер выступает в паре с Вуди Харрелсоном) решили оставить свой ковбойский труд и переселиться в Нью-Йорк. Здесь-то и начинаются их забавные приключения.

Итак, в Голливуде активно и успешно работают два артиста – отец и сын. Одному шестьдесят один, другому двадцать восемь лет. Внешне они не похожи. В лице Кифера почти не угадываются родительские черты. В своем творчестве они, что вполне естественно, так же разнятся друг от друга. Дональду, как правило, ближе изображение многомерности человеческой натуры, которую он предпочитает преподносить в острохарактерной манере. Кифер же пока отдает предпочтение образам людей более цельных. Его герои – по преимуществу крепкие парни, прочно стоящие на ногах. Он, безусловно, представитель своего поколения. И это делает его хорошо узнаваемым, даже когда на плечах мушкетерский плащ, а на голове широкополая шляпа с пером.

Татьяна ЦАРАПКИНА

17

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+