Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus / L’Imaginarium du Docteur Parnassus (2009)

Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus / L’Imaginarium du Docteur Parnassus (2009): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Воображариум доктора Парнасса» / «Имадженариум доктора Парнаса» / «Имадженариум доктора Парнассуса» (варианты перевода названия), «Воображариум д-ра Парнаса» / «The Imaginarium of Dr. Parnassus» (альтернативный вариант написания названия).

Великобритания, Канада, Франция.

Продолжительность 123 минуты.

Режиссёр Терри Гиллиам.

Авторы сценария Терри Гиллиам, Чарльз МакКеоун.

Композиторы Джефф Данна, Майкл Данна.

Оператор Никола Пекорини.

На премии «Оскар» номинировались: Моник Прюдомм (художник по костюмам) и Дэвид Уоррен (художник-постановщик), Анастасия Масаро (художник-постановщик), Кэролайн Смит (декоратор).

Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия, детектив

Краткое содержание
Доктор Парнас (Кристофер Пламмер) обладает уникальным даром — погружать других людей в мир их сокровенных фантазий. Ему помогают организовывать представления дочь Валентина (Лили Коул), юноша по имени Антон (Эндрю Гарфилд) и лилипут Перси (Верн Тройер). Дела идут из рук вон плохо, пока члены труппы не спасают жизнь человеку (Хит Леджер), найденному повешенным под одним из лондонских мостов. Незнакомец утверждает, что страдает потерей памяти, однако на самом деле — пытается скрыть, что является Тони Шефердом, главой благотворительного фонда, спутавшимся с русской мафией.

Также в ролях: Том Уэйтс (мистер Ник), Джонни Депп (первое воплощение Тони), Джуд Лоу (второе воплощение Тони), Колин Фаррелл (третье воплощение Тони), Петер Стормаре (Президент), Ричард Ридделл (Мартин), Кэйти Лайонс (подруга Мартин), Палома Фэйт (Салли), Виталий Кравченко (Пётр), Рэй Купер (Владимир), Эмиль Хостина (Серж), Игорь Инглсман (Грегор), Кассандра Сэтвелл (Ольга), Гвендолин Кристи (покупательница), в эпизоде Чарльз МакКеоун (инспектор, эпизод удалён).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.08.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus / L’Imaginarium du Docteur Parnassus (2009): кадр из фильма
Великий мудрец

Хит Леджер, который неплохо воплотил образ Якоба Гримма в гиллиамовской кинофантазии по мотивам творчества и биографии немецких братьев-сказочников, ушёл из жизни в самый разгар работы над новой ролью у Терри. Выдающемуся англо-американскому режиссёру и его давнему (ещё со времён «Бразилии» /1985/ и «Приключений барона Мюнхгаузена» /1988/) единомышленнику Чарльзу МакКеоуну пришлось спешно пересматривать – расширять – концепцию, введя допущение, что не ведающий преград и ограничений «воображариум» способен не только погружать в причудливый, невыразимо красивый, неописуемо странный мир, но и менять внешность. Во всяком случае – если речь идёт о такой склизкой личности, как Тони, которому не откажешь в личном обаянии и в умении втираться в доверие к людям, но который (почти как скорпион из притчи, попросивший лягушку перевезти его на другой берег) не в силах одолеть свою природу. Причём Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл не просто согласились «подменить» безвременно почившего коллегу, но и перечислили гонорары в пользу двухлетней Матильды – дочери Леджера и актрисы Мишель Уильямс. Это позволило Гиллиаму со спокойной совестью завершить съёмки – и вынести произведение на суд публики, не опасаясь упрёков в кощунственности невольных перекличек1 экранных перипетий с тем, что имело место наяву. Кинематограф, таким образом, обернулся подлинным воображариумом, творящим новую реальность, способную непостижимо влиять на то, что принимается людьми за объективную действительность.

Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus / L’Imaginarium du Docteur Parnassus (2009): кадр из фильма
Свободу воображению!

Столь внезапный и трагический поворот событий придал особую убедительность и глубину замыслу, в котором, бесспорно, чувствуется рука (и полёт фантазии! и пульсация мысли!) мастера, в некотором роде – вознамерившегося возвратиться к самому плодотворному периоду своего творчества. Изобразительное (хочется сказать «вообразительное») решение фильма выше всяких похвал, вызывая в памяти пиршество красок и затейливых, многосложных образов великих европейских киноавангардистов: Федерико Феллини, Кена Рассела, Питера Гринуэя. Подобные утверждения будут вдвойне приятны Терри, непосредственно участвовавшему в оформлении визуального ряда, стилизованного под полотна известных живописцев и одновременно – провоцирующего ассоциации с… едкими, пронизанными юмором абсурда анимационными врезками из славного телешоу труппы «Монти Пайтон». Между прочим, остаётся только порадоваться за кинематографистов, затративших существенные (бюджет оценивается в $30-40 млн.) средства на постройку вычурных декораций и визуальные эффекты, которые, невзирая на разразившийся кризис и определённые трудности с поиском прокатчика, всё же снискали успех2. Впечатляет и сюжет, дающий ощутить на вкус прелесть подзабытой сюрреалистической логики, требующий от зрителя предельного внимания и желательно – солидного культурного багажа, позволяющего считывать отсылки к произведениям искусства, к философским концепциям, к древним мифам.

Воображариум доктора Парнаса / The Imaginarium of Doctor Parnassus / L’Imaginarium du Docteur Parnassus (2009): кадр из фильма
Готов продать душу?

Идея фаустовской культуры, сформулированная Освальдом Шпенглером, приобрела исключительную важность с наступлением XXI века – то есть в тот самый период, на который, если его концепция верна, как раз приходится заключительная стадия неотвратимого «заката Европы». Доктор Парнас совершил ту же ошибку (ошибку ли?), не удержавшись от пари – и даже от нескольких пари – с инфернальным мистером Ником, прекрасно отдавая себе отчёт в том, с кем имеет дело. Разрушение забредшим в монастырь сатаной (выбор на эту роль Тома Уэйтса, пусть частично подсказанный музыкальным наследием «звезды», поразительно точен) убеждённости в том, что благополучие Вселенной зависит от бесконечного изложения вслух вечной истории, не так уж невинно. Это окажется сродни совершению первородного греха (много позже коварный совратитель душ человеческих с ехидцей предложит яблоко… группе благообразных монашек), и даже обретённое бессмертие на поверку станет слабой компенсацией за утрату веры. Дальше – больше. За новую сделку – новая, ещё более тяжёлая расплата, срок которой подходит совсем скоро. Однако лукавый опять предложит альтернативу – очередное пари, которое благодаря спасённому от верной гибели незнакомцу, кажется, реально выиграть… Впрочем, авторы с явным удовлетворением убеждаются, что афористически метко сформулированный Гёте закон, которому подчинена нечистая сила, вечно желающая зла, но вечно совершающая благо, по-прежнему никем не отменён и не опровергнут. Возможности да и сфера интересов дьявола, снедаемого азартом, всё так же не выходят за границы Божественного попустительства, и ему, как выяснится под занавес, нужна душа отнюдь не юной Валентины, а Тони, этого неудержимого грешника, раз за разом умудрявшегося избегать наказания. Другое дело, что и сам Парнас обязан искупить вину. В заключительных кадрах невыразимая горечь сменяется светлой иронией, дарующей надежду на благополучный исход – и даже «воображариум» не будет предан забвению. А Перси пристально следит за тем, чтобы почтенный старец – повелитель иллюзий – не поддался на уловки заговорщически улыбающегося мистера Ника.

.

__________
1 – Съёмки эпизода с обнаружением Тони прошли на том самом лондонском мосту, где нашли Роберто Кальви, посредника между банком Ватикана и сицилийской мафией.
2 – Общемировые кассовые сборы оцениваются в $61,8 млн., хотя на заокеанский кинопрокат пришлось до обидного мало ($7,7 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+