Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans (1927)

Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans (1927): постер

Полнометражный фильм (премия «Оскар»).

Другие названия: «Восход солнца: Песнь двух человеческих существ» / «Восход солнца: Песнь двух людей» (варианты перевода названия), «Восход солнца» / «Sunrise» (усечённый вариант названия).

США.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Вильгельм Фридрих Мурнау.

Автор сценария Карл Майер по оригинальному сюжету Германа Зудермана, авторы титров Кэтрин Хилликер и Х.Х. Колдуэлл.

Композиторы (без указания в титрах) Р.Х. Бассетт и Карли Элинор (премьера в Лос-Анджелесе), Хуго Ризенфельд (1928), Вилли Шмидт-Гентнер.

Операторы Чарльз Рошер, Карл Штрусс (премия «Оскар»).

На премию «Оскар» номинировался Рохус Глизе (художник-постановщик).

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Легкомысленная и воистину роковая Городская женщина (Маргарет Ливингстон) соблазняет Мужчину (Джордж О’Брайен), молодого фермера, и подговаривает его убить свою Жену (Джанет Гейнор, премия «Оскар»), убеждая продать хозяйство и отправиться вместе с ней, забыв о деревенской жизни. Тот соглашается, но в последний момент…

Также в ролях: Бодил Розинг (горничная), Джозеф Фаррелл МакДональд (фотограф), Ральф Сипперли (цирюльник), Джейн Уинтон (девушка, делающая маникюр), Артур Хаусман (джентльмен), Эдди Боланд (джентльмен), в эпизоде Вильгельм Фридрих Мурнау (танцор, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.04.2018

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans (1927): кадр из фильма
Городская суета

«Восход солнца» – первая и лучшая американская картина гениального немецкого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау и великолепного сценариста Карла Майера, которые получили неограниченную творческую свободу благодаря тому, что их шедевр «Последний человек» /1925/ был встречен с триумфом в США и, в частности, произвёл сильное впечатление на продюсера Уильяма Фокса. Правда, вольная экранизация новеллы «Путешествие в Тильзит» Германа Зудермана потерпела1, даже будучи отмеченной Американской киноакадемией за художественные достоинства и работу операторов Чарльза Рашера и Карла Штрусса, неудачу в прокате, что негативно отразилось на дальнейшей, непродолжительной творческой жизни уникального мастера.

Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans (1927): кадр из фильма
Романтика природы

Оригинальность фильма чаще всего стремились объяснить тем, что «Восход солнца» получился всё-таки немецким по духу, даже стилистически приближаясь к картинам киноэкспрессионизма. Вспомним, что именно Мурнау («Носферату – симфония ужаса» /1922/) как бы вписал порождённых той эпохой чудовищ в окружающую природу, достиг глобальности мироощущения, впервые проведя съёмки на натуре. А на сей раз превосходные, пронизанные светом поэзии, воздвигнутые под открытым небом декорации Эдгара Г. Ульмера и Рохуза Глизе, выстраивавших, по словам последнего, «каждый план… в зависимости от сцены, угла и движений камеры», и отнюдь не кажущиеся плоскими, искусственными, приобретают немыслимую достоверность. Да и в остальном изумительная «песнь двух человеческих существ» имеет мало общего со славным модернистским течением, позднее возрождённым, скорее, в фильмах ужасов. «Восход солнца» суть мелодрама, более того, одна из вершинных мелодрам в истории кинематографа. Душераздирающая история любви, ревности и предательства, совершенно банальная по фабуле – но поведанная новаторским языком, потрясающе обогатившая жанр на радость именно творцам «фабрики грёз». Фильм – поистине «песнь мужчины и женщины ниоткуда и отовсюду», которая «может прозвучать в любом месте и в любую эпоху», ибо «везде, где восходит солнце, в водовороте городов и на затерянной ферме, жизнь одинакова: то горькая, то сладкая, со своими радостями и горестями, со своими проступками и прощениями». Картина, и сегодня поражающая необыкновенной подвижностью камеры, порой приобретающей «субъективность», но чаще – проникающей вовнутрь, в самое сердце действующих лиц2, намеренно безымянных, очень незначительно уступает «Последнему человеку» в эмоциональной щедрости и раскрытии диалектики души. Игра популярных актёров Джорджа О’Брайена и Джанет Гейнор (она получила премию «Оскар» за совокупность ролей в «Восходе солнца» и у Фрэнка Борзейги в «Седьмом небе» и «Уличном ангеле») отличается редкостной чувствительностью и, кстати, чувственностью. Вместе с тем – в точности отвечает стремлению авторов чуть отстраниться, попросту уйти от частного случая и вознестись на новый, метафизический3 уровень. Стремлению создать некую притчу о Мужчине и Женщине, которые, в отличие от библейских Адама и Евы, познают не грехопадение, но искупление и через Любовь – обретение личного рая.

.

__________
1 – Далеко не первой и точно не последней среди выдающихся голливудских творений!
2 – Мурнау отчасти реализовал дерзкий замысел Сергея Эйзенштейна, не сумевшего осуществить экранизацию романа Теодора Драйзера.
3 – Вспомним изумительную развязку, когда зловещий замысел, не реализованный по трусости, тем не менее – едва не претворяется в жизнь.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+