Вспомнить всё / Total Recall (1990)
Другие названия: «Корпорация «Память» с ограниченной ответственностью» / «Возвращение памяти» / «Общий сбор» / «Полный перезвон» / «Общий сигнал к возвращению!» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Пол Верховен.
Авторы сценария Рональд Шусетт, Дэн О’Бэннон, Гэри Голдман по сюжету Рональда Шусетта, Дэна О’Бэннона, Джона Повилла, вдохновлённому рассказом Филиппа К. Дика.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Йост Вакано.
Специальную премию «Оскар» получили Эрик Бревиг, Роб Боттин, Тим МакГоверн, Алекс Фанк (визуальные эффекты).
На премию «Оскар» номинировались Нельсон Столл, Майкл Дж. Кохат, Карлос Делариос, Аарон Рочин (звук), Стивен Хантер Флик (монтаж звуковых эффектов).
Жанр: фильм действия, научная фантастика
Краткое содержание
2084-й год. Рабочий-строитель Дуглас Куэйд (Арнольд Шварценеггер) был бы вполне счастлив в своей размеренной и спокойной жизни с красавицей женой Лори (Шэрон Стоун), если б не навязчивые сны про Марс. Соблазнившись рекламой, Дуг обращается в Rekall Inc., специализирующуюся на создании и вживлении в сознание человека воспоминаний о космических путешествиях. Однако в процессе операции сотрудники компании обнаруживают, что их клиент действительно посещал красную планету и что память Куэйда подверглась искусственной корректировке. С этого момента на Дугласа, ничего не понимающего и судорожно пытающегося узнать, кто же он, начинает охоту команда безжалостного Рихтера (Майкл Айронсайд), подчиняющегося Вилосу Кохэйгену (Ронни Кокс) — могущественному бизнесмену, который получил монополию на добычу редких полезных ископаемых на Марсе и полностью контролирует там систему подачи воздуха.
Также в ролях: Рэйчел Тикотин (Мелина), Маршалл Белл (Джордж / Куато), Мел Джонсон-мл. (Бенни), Майкл Чэмпион (Хелм), Рой Броксмит (доктор Эджемар), Рэй Бейкер (Боб МакКлейн), Розмари Дансмор (доктор Лалл), Дэвид Кнелл (Эрни), Алексиа Робинсон (Тиффани), Дин Норрис (Тони), Мак Карлтон (бармен), Дебби Ли Кэррингтон (Тумбелина), Лисиа Нэфф (Мэри), Роберт Костанцо (Гарри)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.09.2015
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Огромный коммерческий успех этого дорогостоящего1, а также «одного из самых сложных и визуально интересных научно-фантастических фильмов за долгое время» (эпитет Роджера Эберта) иронически объясняли тем, что зрители, точно завороженные, посещали несколько сеансов подряд, силясь разобраться в хитросплетениях интриги. Разумеется, также действовала магия образа, вдохновенно воплощённого «суперзвездой» Арнольдом Шварценеггером, как впечатлял и удивительный экранный мир, сочетающий изощрённую фантазию художников, бескомпромиссную суровость и даже жестокость2 со страстным обличительным антиимпериалистическим (по сути, революционным!) пафосом. Отдельно хочется отметить технологический прорыв, совершённый кинематографистами, с блеском (специальная премия «Оскар») использовавшими возможности аниматроники и одновременно – оказавшимися в числе пионеров в освоении технологии компьютерной генерации изображения. И всё-таки главным достижением создателей видятся – особенно ретроспективно – именно открытия в области кинодраматургии, сторицей оправдавшие то упорство, с каким сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт, купившие у Филиппа К. Дика права на рассказ «Воспоминания оптом и в розницу» (или, согласно другому варианту перевода названия, «Из глубин памяти») ещё полутора десятилетиями ранее, пытались реализовать проект.
То, что в «Бегущем по лезвию» /1982/ оставалось на уровне подтекста и туманных намёков, в ленте «Вспомнить всё» обретает полную силу. И хотя доктору Эджемару не удаётся убедить Дугласа, что происходящее – лишь видимость, результат сбоя, вызванного шизоидной эмболией, а режиссёр вроде бы последовательно придерживается объективистской интерпретации событий, звучащая в финале лукавая реплика правомерна. Для начала оказалось достаточно самой возможности амбивалентного восприятия мира, который, даже если не является сном или имплантированным воспоминанием, всё равно не равен себе. Искусственно созданная личность постепенно берёт верх и становится самостоятельной, точно Голем или чудовище Франкенштейна – только навыворот, поскольку экс-Хаузер, не приняв навязываемой роли двойного агента, не колеблется ни мгновение, переходя на сторону добра. Пол Верховен идёт ещё дальше, чем в «Роботе-полицейском» /1987/ (кстати, восхитившем Арнольда, как раз настоявшего на кандидатуре этого нидерландского режиссёра), живописуя в мрачных красках возможное будущее человечества, в котором растущий научно-технический прогресс при сохранении главенствующего положения у всесильных корпораций обеспечит манипуляцию сознанием такой плотности и глубины проникновения в психику, что остаётся только ужаснуться. Единственной надеждой является, как ни странно, сам человек, в ключевой момент всё же получающий, внемля неясным подсознательным импульсам, свободу нравственного выбора.
«Вспомнить всё» – редкий пример произведения, чей зрелищный потенциал надёжно защищён на десятилетия вперёд, в котором вместе с тем ураганная мощь создаваемых образов служит для отстаивания сложных, философски значимых идей, а сама структура картины исключает возможность бездумного времяпрепровождения на сеансе. Забавно, что своеобразным подарком судьба одарила не Рэйчел Тикотин, изобразившую скромную и самоотверженную брюнетку Мелину, но Шэрон Стоун, за настойчивость в работе над партией двуличной блондинки Лори получившую почётное членство в Ассоциации женщин-трюкачей и вдохновившую Верховена на следующую постановку – «Основной инстинкт» /1992/.
.
__________
1 – При бюджете $50 млн. (по другим данным – даже $65 млн.) кассовые сборы составили $261,3 млн., из которых $119,39 млн. пришлись на национальный прокат.
2 – Первоначально фильму присвоили рейтинг X – и авторам, чтобы получить R, пришлось срочно удалять и перемонтировать сцены, содержащие насилие.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Повторная экранизация:
Вспомнить всё / Total Recall (2012)
Материалы о фильме:
Рубрика «Работница ВИДЕО» // Работница. – 1991, № 5. – С. 35-36.
«Совенчер» до и после // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 13. – С. 52-53.
Встреча гигантов // Студенческий меридиан. – 1991, № 1. – С. 80-81.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 2. – С. 31.
Японская индейка Арнольда Шварценеггера // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 47.
Жайе Жан-Поль. Арнольд Шварценеггер // Экран. – 1991, № 10. – С. 17.
Бабушкин С. Возвращение Арнольда // Новости видео. – 1991, № 1. – С. 1.
Горчаков Василий. Марсианские хроники 2084 г. // Видео-Асс. – 1991, № 4. – С. 31-34.
Эшпай Валентин. У экрана с Валентином Эшпаем // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 7-16.
Шерон Стоун. Быстрая и живая // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 143-146.
Компаниченко Галина. Утомленные сексом: Как чувствуют себя кинозвезда, снимаясь в чересчур откровенных сценах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 120-123.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий