Вверх / Up (2009)
Полнометражный фильм (премия «Золотой глобус», номинация на «Оскар», награда Palm Dog Каннского МКФ).
Другие названия: «Гелий» / «Helium» (рабочее название).
США.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Пит Доктер (премия «Оскар»), сорежиссёр Боб Питерсон.
Авторы сценария Боб Питерсон, Пит Доктер по сюжету Пита Доктера, Боба Питерсона, Тома МакКарти (номинация на «Оскар»).
Композитор Майкл Джаккино (премии «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми»).
Операторы Патрик Лин (свет), Жан-Клод Калаш (камера).
Также на «Оскар» номинировались Майкл Силверс, Том Майерс (монтаж звука).
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, драма, семейный фильм
Краткое содержание
Оставшись в полном одиночестве после смерти любимой жены Элли, Карл Фредриксен (озв. Эдвард Аснер) тем не менее отказывается продавать своё жилище компании-застройщику, однако допускает ошибку, выместив гнев на одном из рабочих. Он не намерен подчиняться приговору суда — и взмывает вместе с домом ввысь при помощи тысяч воздушных шариков, надутых гелием. К удивлению мистера Фредриксена, на борт тайно проникает «безбилетный пассажир» — юный скаут Рассел (озв. Джордан Нагаи). Судьба заносит путешественников в Южную Америку, где Карл мечтал побывать с детства, вдохновлённый подвигами кумира — естествоиспытателя Чарльза Ф. Манца (озв. Кристофер Пламмер).
Роли также озвучивали: Боб Питерсон (Даг / Альфа), Делрой Линдо (Бета), Джерами Рэнфт (Гамма), Элизабет Доктер (Элли в детстве), Джереми Лири (Карл в детстве), Джон Ратценбергер (Том), Джесс Харнелл (медбрат Эй Джей), Пит Доктер (вожатый Строуч).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.03.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Насмотренной части аудитории, разумеется, не составит труда обнаружить массу влияний: от незабываемой французской короткометражки «Красный шар» /1956/ (а также вольного продолжения «Путешествие на воздушном шаре» /1960/, снятого тем же Альбером Ламорисом) до аниме Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута» /1986/, тем более что в ранней версии сценария действие разворачивалось в парящем в воздухе городе, где наследники короля вступили в острую борьбу за престол. В пользу того, чтобы вывести на кинополотне главным героем дряхлого старика, Пит Доктер высказывал соображения в том духе, что юные зрители будут относиться к нему, как к своему дедушке. Немаловажным являлось и чувство глубокого уважения к ветеранам диснеевской студии Фрэнку Томасу, Олли Джонстону и Джо Гранту, памяти которых, не доживших до премьеры, картина посвящена. Как результат, на свет появился удивительный мультфильм, заставивший задуматься об уникальном (уникальном даже по «пиксаровским» меркам) даровании режиссёра – художника и философа в одном лице.
Картину с ёмким и вдохновляющим названием «Вверх» проще всего воспринять в качестве CGI-вариации (с вкраплениями пародийных элементов) на авантюрно-приключенческую продукцию «фабрики грёз». Препятствия возникают непрерывно, едва Карл Фредриксен воспаряет вместе с домом: то объявится на пороге перепуганный бойскаут Рассел, то подбросит неприятный сюрприз погода. Во второй же половине повествования (а особенно – с момента встречи с Чарльзом Мунтцем) соответствующие мотивы звучат уже в полную силу. Одинокому пенсионеру, желавшему всего лишь донести жилище до водопада (в знак уважения к почившей в бозе супруге), волей-неволей приходится примерить на себя лавры Индианы Джонса, поддавшись на уговоры сердобольного мальчишки – озаботившись сохранностью гигантской нелетающей птицы. Ему даже придётся схватиться врукопашную, и оба пожилых соперника доказывают, что есть ещё порох в пороховницах. И это – в сочетании с искромётным юмором. Чего только стоит изобретение одержимого натуралиста, выдрессировавшего стаю псов, снабдив каждого питомца специальным ошейником, дающим верным собакам возможность общаться (друг с другом и с хозяином) на человеческом языке! Нет ничего удивительного в том, что лента получила горячий отклик у публики, попав в число коммерческих лидеров сезона1.
И всё-таки «Вверх», как и последующие постановки Пита Доктера (почему-то осуществлённые с другими сорежиссёрами, не с Бобом Питерсоном), гораздо тоньше и глубже по мысли. Авторам удаётся коротко, предельно лаконичными средствами рассказать о жизни индивида, мечтавшего о подвигах и обретшего скромное счастье вместе с любимой Элли, которому на старости лет не остаётся ничего, кроме как ворчать и злиться, наблюдая из окна за ведущейся грандиозной стройкой. Уже решение сорваться с места навстречу неизвестности – огромный шаг вперёд, настоящий вызов обстоятельствам. Карлу предстоит проделать огромную работу над собой, не просто с блеском выдержав ниспосланные свыше испытания, но поборов худшие качества собственного характера. Под занавес мистер Фредриксен, явившийся на церемонию награждения Рассела, – совсем не тот сварливый дед, погрузившийся с головой в воспоминания о прошлом и отгородившийся от окружающей реальности. Создатели мультфильма обращаются напрямую к каждому из нас, сидящему в кинозале или у экрана телевизора, с призывом не отчаиваться, не обвинять судьбу в несправедливости, а людей скопом – в косности и враждебности, не замыкаться в уютном мирке. Максима Владимира Короленко, дерзко переиначившего в своём очерке «Парадокс» /1894/ библейское выражение, настояв, что человек создан для счастья («Да, создан для счастья, как птица для полёта»), приобретает в контексте поведанных событий свежее, неожиданное, именно парадоксальное звучание. Никогда не поздно собрать волю в кулак и попытаться изменить себя к лучшему. Никогда не поздно начать сначала. Наконец, никогда не поздно обратить взор к небесам – и, устремившись строго вверх, осуществить сокровенную мечту.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили $735,1 млн. (из них на национальный прокат пришлось $293 млн.), надёжно окупив производственный бюджет в размере $175 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий