Выход дракона / Enter the Dragon (1973)

Выход дракона / Enter the Dragon (1973): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Входит Дракон» / «В бой вступает дракон» / «Остров дракона» (варианты перевода названия), «Выход дракона» / «Long zheng hu dou» (название на севернокитайском языке), «Операция «Дракон» / «Operation Dragon» (Европа: англоязычное название), «Смертельная троица» / «The Deadly Three» (рабочее название)

Гонконг, США.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Роберт Клауз.

Автор сценария Майкл Эллин.

Композитор Лало Шифрин

Оператор Джил Хаббс.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Ли (Брюс Ли), один из лучших воспитанников монастыря Шаолинь, должен отстоять честь своего наставника и отомстить за смерть сестры, нейтрализовав Хана (Ши Кьен, озв. Кэй Люк, без указания в титрах) — хозяина небольшого острова, расположенного недалеко от Гонконга. Единственный способ проникнуть в логово могущественного инфернального преступника — принять участие в турнире боевых искусств. Среди прочих на соревнование прибывают мастера из Америки: разыскиваемый за долги Ропер (Джон Сэксон) и Уильямс (Джеймс М. Келли), скрывающийся из-за небольших неприятностей с полицией.

Также в ролях: Ана Капри (Таня), Роберт Уолл (Охарра), Анжела Мао (Су Лин), Бетти Чанг (Мэй Лин), Джеффри Уикс (Брейтуэйт), Боло Йен (Боло, в титрах как Yang Sze), Питер Арчер (Парсонс), Ли Чжен Хо (старец), Марлин Кларк (секретарь Ропера), в эпизодах (все без указания в титрах) Джеки Чан (охранник), Рой Чао (послушник монастыря Шаолинь), Роберт Клауз (подручный), Саммо Хун (послушник монастыря Шаолинь), Марс (предатель Хана), Юань Бяо (боец на турнире).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.03.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Выход дракона / Enter the Dragon (1973): кадр из фильма
Они это серьёзно?

Ещё со времён наивысшего взлёта популярности видео этот фильм считается у нас одним из самых ярких и совершенных образчиков кинематографа боевых искусств, врастающего своими корнями в историю Азии. Таинственная гибель Брюса Ли за три недели до официальной премьеры породила множество противоречивых домыслов, а главное, способствовала рождению мифа о великом бойце, бросившем вызов мафии – и погибшем в самом расцвете сил и таланта. Мифа, который, к тому же, замечательно рифмовался с экранными перипетиями картины, придавая многозначность и недосказанность истории однофамильца знаменитого гонконгского актёра. Пролог (кстати, отснятый в последнюю очередь) в стенах шаолиньского монастыря с показательными спаррингами, завершающийся глубокомысленным диалогом с учителем о пути воина и наставлениями неотёсанного воспитанника, нужен не для экзотичности. Ироническое замечание Ли представителю правоохранительных органов в том плане, почему бы не заслать на остров очередного «грязного Гарри» с мощным револьвером, а также ряд характерных поступков (вроде демонстрации «борьбы без борьбы») выдают в нём носителя восточного миросозерцания. Современного Дракона, который только в западной традиции считается абсолютным воплощением Зла, в Китае же – почитается как универсальное олицетворение власти. Уникальная техника боя, демонстрируемая непобедимым Брюсом, видится проявлением подлинной, внутренней силы. Знаменательным стало и появление в небольших ролях будущих «звёзд» экранного кун-фу: Боло Йена, Джеки Чана1, Саммо Хуна, Юаня Бяо.

Выход дракона / Enter the Dragon (1973): кадр из фильма
Триумф духа

Вместе с тем было бы наивно полагать, что грандиозный международный резонанс2, вызванный картиной, которую руководство Warner Bros. Pictures поначалу даже опасалось выпускать под столь специфическим заголовком, обусловлен исключительно обозначенным аспектом. Напротив, «Выход дракона» в не меньшей степени удивляет тем, насколько точно отвечает именно западным жанровым стандартам. Роберт Клауз, быть может, и не принадлежит к числу выдающихся режиссёров, но определённый навык накопил. Ропер в исполнении Джона Сэксона является очевидным последователем славного дела агента 007, карая главных злодеев планеты (с доктором Ноу однорукий Хан – два сапога пара) в комфортных, почти гедонистических условиях, позволяющих наслаждаться обществом красивых женщин и прочими благами «сладкой жизни». При этом Ли, заметим, с ходу чувствует в нём, равно как и в менее удачливом темнокожем Уильямсе (привет «блэксплуататорскому» кинематографу!), родственную душу, записав в стан союзников. И как забыть отдающую странным, почти мистическим ощущением кульминацию в комнате с десятками зеркал, навеянную классическим нуаром Орсона Уэллса про леди из Шанхая?!

.

__________
1 – За ненароком нанесённую ему травму Брюс Ли обещал занимать начинающего актёра во всех своих дальнейших проектах, однако выполнить обещание не сумел…
2 – При бюджете в $0,85 млн. общие кассовые сборы оцениваются в $90 млн. (!), из которых $25 млн. пришлось на североамериканский прокат.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Выбор Роудса // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 12. – С. 15, 18, 21, 22.
Ушаков Александр. «Твоё вдохновение ведёт нас к освобождению» // Мы. – 1991, № 4. – С. 146-155.
Рак Иван. Муза восточных единоборств // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 21-29.
Оранский Игорь. Путь дракона // Техника – молодёжи. – 1990, № 2. – С. 61-62.
Кокарев Андрей. Жизнь после смерти // Собеседник. – 1988, № 47, ноябрь. – С. 15.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+