Затмение / L’eclisse / L’éclipse (1962)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Затмение» / «Eclipse» (международное англоязычное название).
Италия, Франция.
Продолжительность 126 минут.
Режиссёр Микеланджело Антониони (специальный приз жюри Каннского МКФ).
Авторы сценария и диалогов Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра при участии Элио Бартолини и Оттьеро Оттиери.
Композитор Джованни Фуско.
Оператор Джанни Ди Венанцо.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Молодая переводчица по имени Виктория (Моника Витти) решает расстаться со своим женихом — респектабельным писателем Риккардо (Франсиско Рабаль). Судьба сводит девушку с оборотистым биржевым брокером Пьеро (Ален Делон), в числе клиентов которого значится её мать (Лилла Бриньоне). Всё идёт к новому роману — но внутреннее чувство подсказывает Виктории, что едва ли стоит в очередной раз питать иллюзии…
Также в ролях: Россана Рори (Анита), Мирелла Риккиарди (Марта), Луи Сенье (Эрколи).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.10.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Задолго до того, как прийти в кинематограф, Микеланджело Антониони, как известно, получил совсем иное образование, окончив факультет экономики и коммерции университета в Болонье ещё в 1935-м году. Тогда западный мир только-только начал преодолевать последствия Великой депрессии, и у будущего режиссёра, надо полагать, просто не могло возникнуть иллюзий по поводу эффективности функционирования ключевых финансовых институтов. Другое дело, что он вспомнил об этом опыте при других – внешне! – условиях, поскольку период экономического «бума» начала 1960-х в общем и целом соответствовал благословенной эпохе «просперити». Но ведь, по существу, найденная авторами метафора «затмение» вполне применима к ситуации экономического спада, резко вводящего в ступор обеспеченных граждан, в одночасье теряющих состояния, нажитые благодаря спекуляциям с акциями и валютами. Виктория лишь поначалу наблюдает за биржевой лихорадкой1 отстранённо, поражаясь дикости и абсурдности мельтешения брокеров, надсадно кричащих, размахивающих руками и носящихся между залом торгов и телефонными кабинками. Чуть позже она воочию лицезрит неблагоприятное стечение обстоятельств, когда неожиданное движение рынка приводит к колоссальным убыткам т.н. частных инвесторов, обуславливая вереницу личных трагедий. Не остаётся в стороне от происходящего и Пьеро, хотя и старающийся изо всех сил не принимать кризисные явления близко к сердцу и даже ловко урезонивающий возмущённых клиентов, справедливо указывая им на собственную алчность и непомерно раздувшийся азарт. Но под вечер его всё же накрывает ураган нестерпимо громких телефонных звонков…
Оригинальный поворот в исследуемой тематике позволил Антониони и его соавтору Тонино Гуэрре избежать самоповтора по отношению к предшествующим новаторским работам о некоммуникабельности в обществе. Пожалуй, следует выразить сожаление, что им не удалось реализовать исходный замысел – показать неудавшийся любовный роман поочерёдно с обеих точек зрения: женской и мужской. Однако обращение к, так сказать, авангарду капиталистического государства – к представителям мира денег, которые «увидены глазами тех, у кого их нет, хотя они имеют с ними дело», видится важнее. Встреча Виктории с Пьеро (знаменателен и выбор на эту роль Алена Делона), пусть не подверженным губительному вещизму и атрофии эмоций – но остающимся «марионеткой» в руках сил иной природы, всё равно не в состоянии избавить от мучительной болезни чувств. На поверку он подвержен тому же недугу, что и эгоистически настроенный интеллигент Риккардо, предпочитающий списать неудовлетворённость невесты на мимолётные женские капризы. Фильм завершается символическим кадром с затмением, замечательно – не хуже, чем на полотнах импрессионистов – передающим опустошённость внутреннего состояния героини. Не удивительно, что в следующей антониониевской картине, «Красная пустыня» /1964/, неравнодушная природа окажется уже в центре повествования, подводя к совсем неутешительным выводам. Напрасно Африка казалась Виктории экзотической и недостижимо далёкой, непонятной ни в своей естественности, ни в высоких национально-освободительных движениях! «Затмение» получило специальный приз на МКФ в Канне и, будучи оперативно закуплено для советского проката, познакомило наших граждан, в первую очередь представителей интеллигенции, с одним из ключевых направлений авторского кинематографа.
.
__________
1 – По ассоциации невольно вспоминается язвительное описание Пьера Буля аналогичного учреждения на планете обезьян, почему-то не попавшее ни в одну из экранизаций знаменитой книги.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Коржавин Н. «Пока была любовь…» // Искусство кино. – 1967, № 01. – С. 88-97.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий