Завоеватели из космоса / Spaced Invaders (1990)
Другие названия: «Космические захватчики» / «Бестолковые пришельцы» (варианты перевода названия), «Марсиане!!!» / «Martians!!!» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Патрик Рид Джонсон.
Авторы сценария Патрик Рид Джонсон, Скотт Лоуренс Александр.
Композитор Дэвид Э. Руссо.
Оператор Джеймс Л. Картер.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, научная фантастика
Краткое содержание
Сэм Хоксли (Дуглас Барр), накануне переехавший вместе с дочуркой Кэйти (Ариана Ричардс) в общину Биг Бин, штат Иллинойс, где вступил в должность шерифа, надеется на то, что служба пройдёт спокойно. Однако в канун Дня всех святых происходит нечто невообразимое: марсиане, состоящие в так называемом Гражданском Астероидном Патруле, перехватывают сигнал с Земли, в котором сообщается, что на планету напали космические захватчики. Им невдомёк, что это — повторная трансляция старого радиоспектакля, поставленного Орсоном Уэллсом по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров». Отважная команда направляется на помощь соратникам.
Также в ролях: Ройал Дэно (Вренчмюллер), Дж.Дж. Андерсон (Брайан), Грегг Бергер (Клембекер), Уэйн Александр (Верн), Фред Эпплгейт (Рассел), Патрика Дарбо (миссис Вандерспул), Тони Ли Уильямс (Эрнестина), Райан Тодд (Сид Призрак), Брайан О’Нилл (ребёнок в наряде клоуна), Тони Кокс (Пез), Патрик Рид Джонсон (командир / озв. робот).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.10.2015
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Значение радиопостановки Орсона Уэллса, вышедшей в эфир 30-го октября 1938-го года, быстро ставшей притчей во языцех и… предметом зависти конкурентов, не исчерпывается своим сногсшибательным краткосрочным эффектом. Собственно, американские радиослушатели, принявшие детище Mercury Theatre on the Air за чистую монету, отделались лёгким испугом, а сопутствующие материальные издержки оказались ничтожными. Гораздо важнее (и, пожалуй, хуже), что невольно – или всё-таки сознательно? – осуществлённый социальный эксперимент указал направление разработок в области манипуляции массовым сознанием. И речь идёт, понятное дело, не о попытках банального повторения чужого успеха (самая вопиющая – приведшая к человеческим жертвам – имела место в 1949-м в Эквадоре): политтехнологов, маркетологов и т.п. заинтересовал механизм создания смятения в умах вплоть до паники. А при чём же тут марсиане? А марсиане, как всегда, ни при чём.
Конечно, Патрик Рид Джонсон заставил вспомнить об этом знаменательном (для XX века – эпохальном) событии ради шутки, переведя всё в типично постмодернистский маскарад. Настоящие пришельцы именно благодаря экстравагантной наружности прекрасно вписываются в атмосферу празднования Хэллоуина, и их принимают за невоспитанных детишек, всего лишь желающих получить сладкие угощения. Причём из пролога становится ясно, что Галактику сотрясает не воображаемая, а подлинная война миров на взаимное истребление, лишь чудом не затронувшая Землю, где люди поглощены мелкими житейскими заботами. Дальше – больше. Инопланетянам, не кажущимся, мягко говоря, сообразительными и маленькой девочке1, приходится спасаться от робота-ликвидатора, и привезённое грозное оружие способно нанести населённому пункту непоправимый урон, но – сюжет развивается настолько странно и хаотически, что становится смешно. В какой-то момент совершенно сбитый с толку помощник шерифа уже не верит ребёнку, что тот – просто облачён в костюм утки… Режиссёр-дебютант, в молодости имевший счастье наблюдать создание таких славных научно-фантастических фильмов, как «Звёздные войны» /1977/ и «Тесные контакты третьей степени» /1977/, многое с благодарностью заимствует у Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга (чего только стоят сложные2 костюмы низкорослых захватчиков!) и в то же время – не боится подтрунивать над традициями мудрых, точно Йода, наставников. Возможно, Джонсону (кстати, уроженцу именно Иллинойса) не хватает размаха и ироничности, чтобы придать межпланетному противостоянию локального масштаба суперзрелищный характер. Но чувство безудержного веселья, которое, есть все основания полагать, царило на съёмочной площадке, неизбежно передаётся зрителям, встретившим картину (при бюджете $3-5 млн. кассовые сборы составили $15,4 млн.) не без интереса. К счастью, вышедший из-под контроля балаган не выливается в совсем уж непотребный бардак, добро побеждает – и даже горемычный фермер, почти смирившийся с тем, что банк отнимет взятую в залог землю, получает подарок с небес. В буквальном смысле!
.
__________
1 – Одна из ранних ролей Арианы Ричардс, позже снискавшей известность благодаря «Парку Юрского периода» /1993/.
2 – Сложные до такой степени, что исполнители практически ничего не видели.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 11. – С. 32.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий