Железо / Hardware (1990)
Другие названия: «Железяки» / «Голова робота» / «Скобяные изделия» (варианты перевода названия), «МАРК 13» / «М.А.Р.К. 13» / «M.A.R.K. 13».
Великобритания, США.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Ричард Стэнли.
Авторы сценария Ричард Стэнли по рассказу «ШОК!» Стива МакМануса и Кевина О’Нилла, автор дополнительных диалогов Майкл Фэллон.
Композитор Саймон Босуэлл.
Оператор Стивен Чайверс.
Жанр: научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Америка после разразившейся экологической катастрофы, оживляемая только голосом Сердитого Боба (Игги Поп), диджея радиостанции W.A.R. Моузес Бакстер (Дилан МакДермотт) зарабатывает вместе с напарником по имени Шэдес (Джон Линч) тем, что сдаёт на запчасти или в металлолом компоненты электронных устройств, отыскиваемых в опустошённых местностях. В канун Рождества он покупает у таинственного кочевника (Карл МакКой) для своей женщины Джилл (Стэйси Трэвис) голову робота M.A.R.K. 13, не подозревая, что тот является частью засекреченного военного проекта. Последствия оказываются роковыми!
Также в ролях: Марк Нортовер (Элви), Пол МакКензи (Вернон), Лемми (таксист), Уильям Хуткинс (Линкольн Уайнберг-мл.), Мак МакДональд (диктор), Крис МакХэллем (Премьер Бёлгаксоф), Барбара Ю Лин (мать-китаянка), Оскар Джеймс (шеф).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.11.2020
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Судя по всему, авторы не закладывали в название уничижительного или иронического смысла, который возник в том варианте заголовка («Железяки»), под которым картина получила известность у нас, в первую очередь на видео. Hardware, или Hard Ware, – это, говоря на сленге программистов, ‘железо’, то есть аппаратная начинка персонального компьютера. Или робота… С событийной точки зрения данное пояснение принципиально: вспомним хотя бы ключевой эпизод, когда детище американской оборонной промышленности, обманув ожидания, начинает оживать буквально на глазах. И всё-таки характеру действа, на мой взгляд, даже лучше отвечает заглавие оригинального рассказа Стива МакМануса и Кевина О’Нилла1 – «ШОК!».
«Железо», конечно, ловко подхватывает давний мотив литературной и кинематографической научной фантастики, повествуя уже не о самом восстании машин, но – об отголосках «неизбежного» противостояния. О буре в стакане воды – о локальном бунте, бушующем в ограниченных стенах дома, наглухо отгороженного от неблагоприятной внешней среды. Вот только двадцатичетырёхлетний Ричард Стэнли2 сознательно углубляется в стихию триллера или даже – настоящего фильма ужасов, заставляющего аудиторию понервничать не меньше бедной Джилл. Эпизод, когда к ней в квартиру наведывается сосед снизу, бывший охранник, и болтает без умолку о всяких пустяках, не подозревая, что за жалюзи притаился грозный M.A.R.K. 13, можно смело приводить в качестве примера удачного нагнетания саспенса. Да и сам вид робота со светящимися кроваво-красным светом окулярами, который собирает собственный корпус из подручных материалов, чтобы тут же начать поиск жертв, производит жутковатое впечатление… В конце концов, какая разница, кто преследует человека: сверхъестественное существо, маньяк или механическое устройство, построенное самими людьми? Ведь не все же они должны быть копией доброго и забавного Джонни 5 из дилогии «Короткое замыкание» /1986-88/.
Словом, любопытное жанровое решение, оказавшееся при минимуме затрат (бюджет составил $1,5 млн.) вполне оригинальным и в меру зрелищным. Содружество продюсеров, в число которых вошли вскоре набравшие авторитет Харви и Боб Вайнштейны, осталось довольно коммерческими результатами картины, собравшей $5,7 млн. в заокеанском прокате и ещё $5,1 млн. – в других странах. Запоминается и образ катастрофического будущего с обезлюженными, заражёнными пустынями и полуразрушенными городами – в «лучших» традициях антиутопий. Но ещё интереснее своевременное обращение молодого режиссёра к теме индустриализма – только не в оптимистичном, как в авангардизме 1920-30-х, а в глубоко пессимистичном варианте. Кажется, ещё шаг – и «умеренная» стилистика киберпанка выльется в железный беспредел, как чуть раньше у японца Синья Цукамото.
.
__________
1 – Он был опубликован на страницах журнала 2000AD.
2 – Кстати, уроженец Южно-Африканской Республики – не отсюда ли его неравнодушие к безжизненным пустынным пейзажам?!
Прим.: рецензия впервые опубликована на World Art
Материалы о фильме:
Кичин В. Полночное безумие // Экран. – 1992, № 2. – С. 15.
Рейтинг // Огонёк. – 1992, № 16-17. – С. 27.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий