Живая плоть / Carne trémula (1997)
Другие названия: «Трепещущая плоть» / «Трепетная плоть» (варианты перевода названия), «Во плоти» / «Из плоти и кости» / «En chair et en os» (Франция), «Живая плоть» / «Live Flesh» (международное англоязычное название).
Испания, Франция.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Педро Альмодовар (номинация на награду Европейской киноакадемии).
Автор сценария Педро Альмодовар при участии Рэя Лориги и Хорхе Геррикаэчеваррии по роману Рут Ренделл.
Композитор Альберто Иглесиас.
Оператор Альфонсо Беато.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Наркоманка Елена (Франческа Нери) ждёт дилера — и ей совсем не хочется сейчас видеть Виктора Плазу (Либерто Рабаль), с которым неделю назад вступила в случайную половую связь и которому пообещала встретиться ещё раз. Тем не менее назойливый молодой человек не сдаётся и проникает в квартиру девушки, не сумевшей напугать его даже заряженным револьвером… Нечаянный выстрел слышат соседки — и звонят в полицию. По вызову прибывают напарники Санчо (Хосе Санчо, премия «Гойя») и Давид (Хавьер Бардем, номинации на «Гойю», награду Европейской киноакадемии). Напуганный Виктор пытается объяснить, что произошло недоразумение, но…
Также в ролях: Анхела Молина (Клара, номинация на «Гойю»), Пилар Бардем (женщина в автобусе), Пенелопа Крус (мать Виктора), Мариола Фуэнтес (Клементина), Яэль Бе (Чика), Йозеп Молинс (Йозеп), Даниэль Ланчас (кондуктор), Мария Розенфельд (Нинья), Агустин Альмодовар (человек на похоронах, без указания в титрах).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.07.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если учесть, что одноимённый роман Рут Ренделл1, увидевший свет в 1986-м году и отмеченный престижной наградой «Золотой кинжал», отчасти послужил источником вдохновения ещё при создании феерической «Кики» /1993/, резонно предположить, что литературное произведение произвело на Педро Альмодовара колоссальное впечатление. Вот только при ближайшем рассмотрении несложно убедиться, что экранизация существенно отличается от первоисточника, прежде всего – в трактовке характера главного героя. Дело не в решении перенести действие в Мадрид (к тому же, некоторое время рассматривалась идея провести съёмки в Лондоне). Важнее, что Плаза не является серийным насильником подобно своему тёзке Дженнеру, чью убогую психологию искренне (и местами, признаться, занудно) пыталась постичь автор. Юноша – жертва стечения обстоятельств, собственной импульсивности и… чужой злой воли, причём парень находит в себе достаточно мужества, чтобы отказаться от плана отомстить за шесть лет жизни, проведённых в тюрьме. Скорее, режиссёра привлекла драматическая ситуация, когда у блюстителя закона, парализованного вследствие тяжёлого пулевого ранения, неожиданно завязываются отношения с тем, из-за кого он оказался прикован к инвалидной коляске. Мало того, испанский кинематографист усложнил (сделал ещё интереснее!) конфликт, расширив «любовный треугольник» до «пятиугольника любви и ревности», для чего, кстати, привлёк к написанию сценария писателя Рэя Лоригу и оригинально мыслящего кинодраматурга Хорхе Геррикаэчеваррию – соратника Алекса де ла Иглесии.
Не думаю, что в творчестве такого самобытного (и по-хорошему сумасбродного) мастера, как Альмодовар можно провести чёткую линию разграничения между ранним и зрелым периодами, как поступили некоторые кинокритики. «Живая плоть» ещё не вполне пронизана осознанием неизбывной житейской мудрости, как, например, картина «Поговори с ней» /2002/, где морально неоднозначные вещи не отдают эпатажем или, хуже того, похабщиной – где торжествует высшая справедливость, не всегда доступная ограниченному человеческому уму. Опасения Педро невольно запутать зрителей, погрузив в хитросплетения судеб разных людей – людей неидеальных, не лишённых недостатков, но и не являющихся законченными негодяями, мерзавцами, циниками, отчасти оправдались. А навязчивые отсылки к наследию Луиса Бунюэля (даже если не подвергать сомнению уверения в том, что до «Попытки преступления» /1955/ рассматривалось несколько других фильмов для включения фрагмента с выстрелом) всё же не дают оснований поставить его в один ряд с классиком. Отказавшись от иронии (иногда – едкого сарказма), от хлёстких сатирических выпадов в пользу драматической, если не откровенно мелодраматической, интонации, режиссёр не избежал соблазна надавить на жалость, поспекулировать на сочувствии зрителей. Но в таком случае развязка с убийством Санчо Клары и последующим актом суицида, совершённым ревнивцем, воспринимается чересчур пафосной, как и заключительные кадры, зарифмованные с прологом – символизирующие рождение новой жизни. Ещё досаднее, что заявленная на словах (в закадровом тексте) попытка вписать события в политический контекст не получила достаточного драматургического подкрепления и развития. Виктор появился на свет2 на излёте диктатуры Франко, в разгар введённого чрезвычайного положения, его сын – в иной, свободной Испании. Увы, к поведанной истории как таковой данное обстоятельство имеет лишь косвенное отношение.
.
__________
1 – На русском языке опубликован в 2014-м году издательством «Эксмо» в переводе Дмитрия Вознекевича.
2 – В роли молодой роженицы блеснула будущая «звезда» Пенелопа Крус.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий